Алексей Ксендзюк.
После Кастанеды: дальнейшее исследование.
Содержание |
От автора | Пролог
| Введение
НАГУАЛИЗМ КАРЛОСА КАСТАНЕДЫ
И ТРАНСФОРМАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ВИДА
(Вместо введения)
Лист 1 | Лист
2 | Лист 3 | Лист
4 | Лист 5 | Лист
6 | Лист 7 | Лист
8
Как признавался
сам Кастанеда, его литературное творчество, - скорее выражение
признательности и глубокой любви к учителю-магу, перевернувшему
всю его жизнь. Желающим ознакомиться более подробно с тем философским
и психологическим изяществом, что лежит в основе пути толтеков,
я рекомендую собственную книгу, указанную выше, так как большинство
иных источников либо не излагают материал в необходимом объеме,
либо часто не удовлетворительны с методологической точки зрения.
Обратимся к центральным идеям
дон-хуановского мировоззрения, основным понятиям и методам,
на которые нам придется постоянно ссылаться. Важнейший термин
кастанедовского учения, впервые сформулированный Карлосом в
его четвертом произведении "Tales of Power" и с тех
пор не исчезающий со страниц этого мистического "эпоса",
- нагуаль. Слово это имеет долгую историю в языке индейцев Месоамерики
и всегда связывалось с колдовством и магическими превращениями;
однако Кастанеда сообщил нам о содержании данного термина нечто
настолько важное с точки зрения высокой философии, методологии
и практики мистицизма, что мы с полным правом могли бы назвать
все дон-хуановское учение "нагуализмом". Именно от
Кастанеды мы узнаем об истинной паре двух фундаментальных понятий
- тоналя и нагуаля, в которую Укладывается весь наш таинственный
мир, включая и самого человека существо не менее загадочное,
чем самые удаленные и странные уголки вселенной. На первый взгляд,
разъяснение тоналя и нагуаля может показаться чересчур абстрактным
и совсем не практичным умствованием. Особенно если учесть многократно
подчеркиваемую известным критиком кастанедовских работ Ричардом
де Миллем связь этих понятий с достижениями новейшей философии
- экзистенциализмом, феноменологией и, конечно же, этнометодологией,
тем более что возникла эта школа в стенах того же Калифорнийского
университета и в конце 60-х - начале 70-х претендовала на самый
модный метод интеллектуального исследования чуждых европейцу
культур. (Здесь де Милль подозревает Кастанеду в своего рода
угодничестве: так Карлос мог заручиться поддержкой влиятельных
интеллектуалов - создателей этнометодологии, которым как раз
в ту пору было необходимо серьезное исследование, основанное
на их научных предпосылках.) Мы не отрицаем, что этнометодология
сыграла значительную роль в становлении начинающего антрополога
Кастанеды, и все же вряд ли мэтр этой дисциплины Гарфинкель
одобрил личностные трансформации Карлоса, которые явно дают
о себе знать уже в третьей его книге. "Путешествие в Икстлан"
окончательно разорвало отношения Кастанеды с серьезной наукой
антропологией. Де Милль решительно не хочет замечать того, что
Кастанеда больше не антрополог, а метафизика и метапсихология,
излагаемые в последующих томах, - мистика высшей пробы, обогащенная
современным терминологическим аппаратом. Честолюбие ученого,
профессорская карьера -все это оставлено во имя бесконечного
изумления духовного искателя. Карлос давно покинул свою касту
и превратил свое знание в объект, не подлежащий научной критике.
Этнометодология послужила ему лишь начальным импульсом к самому
удивительному исследованию. С помощью этой методики Кастанеда
проложил путь к пониманию традиции дона Хуана, что дало ему
ключ к познанию мира, убедило в достижимости бессмертия и свободы.
Современная психология восприятия
располагает достаточным экспериментальным материалом, доказывающим,
что дистанция между перцептивным образом мира и внешней реальностью
неизмеримо больше, чем представляет себе обыденное человеческое
сознание. Я уже рассматривал этот вопрос подробно в книге "Тайна
Карлоса Кастанеды" и тем не менее неизбежно буду возвращаться
к нему еще. Пока же следует лишь подчеркнуть, что деятельность
нашего перцептивного аппарата приводит к возникновению крайне
ограниченного и искаженного образа мира. Этот образ мы вполне
автоматически принимаем за саму Реальность, существующую вне
нас, хотя на самом деле стоит говорить о двух принципиально
различных предметах - "описании мира", опирающемся
на человеческую перцепцию, и реальном мире, находящемся за пределами
нашего восприятия и помимо него. О последнем мы ничего не знаем,
и это особенно важно понять в самом начале наших рассуждений.
Тоналем в дон-хуановском учении
именуется, с одной стороны, "описание" (перцептивный
образ) мира, с другой - тот сложный внутренний механизм человека,
что создает "описание мира" и поддерживает его. Для
субъекта восприятия, по словам дона Хуана, "никакого мира
в широком смысле не существует, а есть только описание мира,
которое мы научились визуализировать и принимать как само собой
разумеющееся". Как механизм, генерирующий интерпретационные
схемы восприятия, тональ невероятно продуктивен, что заставляет
магов даже называть его "творцом мира".
В дальнейшем, говоря о тонале, я намерен использовать более
привычные и более конкретные для европейской науки термины.
Для ученых это емкое индейское слово содержит в себе, по крайней
мере, три понятия:
1) перцептивный аппарат, включающий
в себя всю совокупность процессов обработки поступающего сенсорного
сигнала; 2) перцептивную матрицу, именуемую у Кастанеды также
"глазами тоналя" или "инвентаризационным списком",
т. е. интерпретационную модель, сформированную человеком в процессе
научения и воспитания; 3) перцептивный образ мира, т. е. всю
картину воспринимаемого пространства, состоящую из существующих
в матрице элементов, структурированную и ограниченную перцептивным
аппаратом и перцептивной матрицей.
Определив таким образом, что подразумевается
под первым членом истинной пары в толтекской терминологии, легко
угадать содержание второго члена, уже упомянутого выше. Нагуаль
- это, прежде всего, реальность вне интерпретации, вне восприятия.
Реальность, какова она есть на самом деле. Везде, где пойдет
речь об этой абсолютной и непостижимой для нас Реальности, я
буду обозначать ее в тексте, начиная слово с заглавной буквы.
Если в качестве идеи нагуаль (Реальность) может быть принят
и понят после некоторых размышлений, то вообразить нагуаль или
описать его в принципе невозможно. Дон Хуан в разговоре с Кастанедой
называет тональ "островом" нагуаль - "безбрежным
пространством, лежащим вокруг острова". Только так он может
намекнуть ученику на истинное соотношение данных понятий. В
остальном же слова бессильны.
В конечном счете, тайна Реальности, существующей вне человека
и ограничений его восприятия, - не что иное, как Великий Предел,
ключ к истокам всей реальной мощи человеческого рода, к осознанию
и освоению мировой энергии, от которой зависит окончательная
судьба каждого индивида и цивилизации вообще. Таким образом,
значение нагуаля невозможно переоценить. Когда мы пытаемся помыслить
эту невообразимую Реальность, ее непостижимость завораживает
и одновременно влечет к себе, гипнотизирует и порождает самый
дерзкий взлет нашей фантазии. С другой стороны, грандиозные
масштабы и безусловное всемогущество бытия не могут не вызывать
благоговейного ужаса и трепета в микроскопическом сознании отдельной
личности. Все антропоморфные мифы о Боге-творце, властелине
судеб и миров, берут свой исток в этом неописуемом величии.
Какие только образы ни внушала
сила подлинной Реальности вне нас! Господь Бог и Сатана, Брахман
и Шуньята, Дао и Сат-Чит-Ананда, Ахура-мазда и Ангра-Майнью,
Шива и Шакти, Тонатиу и Тескатлипока, JIoroc и Абсолют - множество
имен, символов, понятий служили и служат человечеству с целью
обозначить, опредметить, описать неописуемый корень всех вещей
и явлений. Не столь уж часто мы отдаем себе отчет в бесплодности
подобных усилий - они могут быть прекрасны и даже совершенны
в сфере человеческой мысли, в пространстве искусства и воображения,
но остаются принципиально чуждыми объекту своего вдохновения.
Дон Хуан с удивительной для оккультизма последовательностью
отделяет воспринимаемое, мыслимое и называемое от подлинности
нечеловеческого бытия.
Лист 1 | Лист
2 | Лист 3 | Лист
4 | Лист 5 | Лист
6 | Лист 7 | Лист
8
Содержание | От
автора | Пролог | Введение