Знаете ... Я вот подумал о роли так называемого
"бенефактора". Она на самом деле очень конвеерна.
На пути становления какого-либо "карлоса"
возникают неисчислимые полки "донхуанов". Ни об одном
из них нельзя сказать, что именно он научил карлоса чему-то конкретному.
Наверное, когда у настоящего учителя настоящий
ученик, учитель растворяется в знаниях ученика. Так?
Невозможно точно сказать, кто в этих книжках
главный герой: Карлос или Индеец (или Ла Горда, или Дон Хенаро)
Я не уверен, что понял Вас правильно, но если
да, то я согласен. Часто учителей несколько. Можно пользоваться
терминологией Кастанеды (пренебрегая тем, что он ее меняет время
от времени). Скажем так: у Карлоса был один Учитель - Дон Хуан
- и несколько бенефакторов: Хенаро, Сильвио Мануэль, Флоринда
и др. Учитель ставил ученика под воздействие того или иного бенефактора
в зависимости от необходимости.
Такая тактика распространена довольно широко
в школах (я имею в виду только обучение без ухода от жизни, исключая
монастыри и другие школы, практикующие изоляцию. Те строятся по
другим законам, хотя некоторые принципы могут быть общими и с
ними). Учитель может посылвать ученика к другим учителям («бенефакторам»),
каждый из которых как бы шлифует отдельную грань камня, пока весь
не будет отшлифован.
Я попробую использовать следующую метафору. Представим себе
свалку старых машин. Неважно, что сами они считают себя вполне
полноценными. С другой точки зрения они – ничто, потому что машины
были созданы для того, чтобы ездить по дорогам, а они не могут
этого делать.
Существуют специалисты, которые знают машины досконально. Вот
один из них идет по свалке и его взгляд скользит от одной развалины
к другой. Это все не то. Вот, кажется, что-то подходящее. Он подошел,
посмотрел внимательно: нет, и это не то. Серьезная поломка, чинить
невыгодно. Денег и времени (то есть энергии) уйдет много, за это
можно починить две или три других. Ведь машин старых много, а
мастеров мало.
Ага, вот вроде эту можно привести в порядок. Он отволакивает
ее к себе в мастерскую. Составляется список дефектов. Составляется
план их устранения. Конечно, сперва нужно устранить самые грубые
неисправности, а затем уже более мелкие (сперва шлифовка, затем
полировка).
Некоторые (или многие) неполадки этот человек может устранить
сам. Это зависит от того, какова его специализация и каковы неполадки.
Остальные устраняются отдельными специалистами: электрик должен
сделать электрическую часть, bodу shop - свою работу, и так далее,
пока машина приведется пусть не в совершенный вид, но хотя бы
в такой, чтобы она могла уже служить своей цели.
Бывает, что один человек может сделать практически все. Или
так совпало, или он настолько универсальный специалист. Тогда
учитель является и бенефактором. Иногда нужна помощь других. Иногда
специалисты работают кучно, как в большой мастерской. (Пример
– команда Дона Хуана). Иногда нужно везти машину в другую часть
города, может быть довольно далеко, это зависит от типа неисправности
и специализации мастера.
Что важно, то это то, что в каждом случае решение прнимается
индивидуально. Не существует общего рецепта. Конечно, есть наработанные
методики ремонта, но какие методы в каком случае и в какой последовательности
применять может решить только специалист. Для этого он должен
обладать полным пониманием (вИдением). К тому же модели меняются,
меняются и характерные для каждой модели неисправности. Изнашиваются
матрицы. Больше халтурят на заводах...
Конечно, эта метафора далека от совершенства: ведь некоторые
починенные машины не могут сами стать механиками. Ну ладно, пусть
будет не машина, а человек со многими болезнями, и не механик,
а врач... Главное, не цепляться механически к метафорам а уловить
главную идею.
Таким образом, у каждого ученика, который учится у настоящего
учителя, столько бенефакторов, сколько ему требуется, таких, каких
ему требуется, и они делают для него или с ним то, что требуется
для его развития. Бенефакторы могут быть такого же уровня, как
и учитель, или ниже, или выше – это забота Учителя, а не ученика.
Его забота – добросовестно учиться тому, чему его учат. (Например,
мой друг рассказывал мне о по крайней мере одном своем бенефакторе,
который жил не в городе, а высоко в горах.)
Поэтому нередко ученика посылают от одного наставника к другому.
При этом внешне может казаться, что учения этих бенефакторов противоречат
друг другу, или даже враждебны друг другу. Но это только со стороны.
Те, кто ЗНАЮТ, - знают, что они делают. Даже религиозные убеждения
не являются решающими. Например, Гюрджиев, который родился и умер
православным христианином, учился в мусульманских школах и не
должен был для этого принимать ислам. Потому что Знание выше религиозных
догм.
Так же точно и политика не является преградой. Примером может
служить то, как во времена Крестовых походов, Ричард Львиное Сердце
поддерживал дружеские отношения с воевавшим против него султаном
Саладином, который по всем понятиям (НАШИМ понятиям) должен был
бы быть его злейшим врагом. Более того, он даже, кажется, выдал
за него (или кого-то из его приближенных, не помню) свою сестру
(*2).
О некоторых важных принципах и методах обучения написано в книге
Р. Лефорта (*3). Книгу эту, несмотря на множество реалистических
деталей, не следует рассматривать как документальную. Подобно
книгам Кастанеды, она скорее иллюстрирует некоторые важные принципы
обучения.
Возвращаясь к метафоре, нужно заметить, что попадаются, хотя
и редко, машины в хорошем состоянии, иногда почти без дефектов,
и притом ценных моделей. Их ценят, даже ждут, когда они появятся.
Соответственно, им больше уделяют внимания. Чем лучше машина –
тем больше цена. Например, будущего Далай-ламу не только отбирают
с детства, но и воспитывают и обучают учителя высокого класса.
(Мне об этом кое-что рассказыввал мой друг). И понятно, ведь тот,
обладая особыми способностями, и усваивать способен существенно
иначе, чем другие. Это же относится и к обучению тех, которые
впоследствии становятся большими Мастерами во всех Традициях.
Насколько мне известно, это характерно для всех истинных Путей.
==============================
*1 Я употребляю слово «бенефактор» вместо русского «благодетель»
потому что русский читатель знаком с этим термином по переводам
Васи Максимова и именно это слово было употреблено в вопросе.
*2 Scott, Ernest. The People of the Secret
*3 Рафаэль Лефорт. «Учителя Гурджиева»