Мнения
Союзники в Ветхом Завете
и русских народных сказках.
Автор: Ирина (Imerkina@mail.ru)
18 февраля 2002 г. 11:11
Здравствуйте!
Хочу поделиться некоторыми ассоциациями, возникшими по прочтении
книг Карлоса Кастанеды. Например, эпизод из Ветхого Завета (книга
Бытие), когда Иаков уснул "и остался Иаков один. И боролся
Некто с ним, до появления зари; И увидев, что не одолевает его,
коснулся сустава бедра его, и повредил сустав бедра у Иакова,
когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня; ибо взошла заря.
Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал:
как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет
не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать
будешь."
Похоже на борьбу с союзником, не правда ли?
И в русских народных сказках Иванушка, поймавший жар-птицу тоже
нашел себе верного союзника. Иными словами, сходные традиции существуют
у разных народов и растворены в разных культурах. Интересно все
это осмыслить.
Автор: Ирина (Imerkina@mail.ru)
3 марта 2002 г. 21:30
Здравствуйте!
Еще немного размышлений о христианстве и учении Кастанеды. В
христианстве все-таки в основе - нравственность в общечеловеческом
понимании. Христос говорит, что "он пришел не нарушить Закон
(то есть, десять заповедей Бога, данных Моисею), а исполнить их".
У Кастанеды же все сводится к одной цели: к освобождению от личностных
оков и хорошо то, что ведет к экономии энергии.
О собственной важности: Иисус говорил: "когда молишься, не
будь как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь
молиться, чтобы показаться пред людьми. Истинно говорю вам, что
они уже получают награду свою." И еще: "У тебя же, когда
творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает
правая. Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий
тайное, воздаст тебе явно". У Кастанеды различие в том, что
никакого вознаграждения ждать не следует, оставаясь безупречным
лишь в собственных глазах.
У Иисуса: "отдай Кесарю Кесарево" - это по поводу того,
надо ли платить налоги. У Кастанеды: мелкие тираны как средство
воспитания воли.
В то же время и Иисус, и Кастанеда (вернее, дон Хуан) обещают
"царство небесное" всем, кому терять нечего и кто способен
к нему пройти:
"Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен
путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие
находят их."
Дон Хуан говорил о том, что необходимо завершить все дела и отдать
все долги. Об этом же говорил и Иисус: "если ты принесешь
дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь
против тебя, оставь там дар твой...и пойди прежде примирись с
братом твоим..."
О вере. У Иисуса веру можно сравнить с волей или намерением у
Кастанеды. Иисус упрекает Петра в том, что он усомнился в себе,
переходя по воде к нему и стал тонуть. Он назвал Петра "маловерным".
Он же говорит женщине, которая исцелилась, прикоснувшись к его
одежде: "Вера твоя спасла тебя" (не он, не Бог-отец
или святой дух):
"И вот женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением,
подошедши сзади, прикоснулась к краю одежды Его; ибо она говорила
сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею.
Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера
твоя спасла тебя."
Стирание своей биографии: высказывания Иисуса о том, что "нет
пророка в своем отечестве" и что "враги человеку домашние
его". И еще: "кто любит отца или мать более, нежели
Меня, не достоин Меня". "Кто не со Мною, тот против
Меня".
Учение Кастанеды отличается прежде всего разработанной магической
практикой, хотя и дон Хуан и говорил, что эта практика - только
путь к свободе, но что ждет человека дальше - неизвестно.
И христианство, и буддизм, и многие другие учения делают акцент
на духовном очищении, считая, что "чудеса" приложатся,
когда человек очистится внутренне, что не стоит останавливаться
и "рвать цветы на пути к совершенству". Кто из них прав?
В любом случае, безупречность - беспроигрышный вариант.