Сообщение Тоту » 25 фев 2012, 18:29
продолжение
ДОН ХУАН ОБ АБСТРАКТНОМ
Первые "разговоры" об Абстрактном, с подачи старого индейца, начались в книге "Сила безмолвия":
- Ты можешь объяснить мне намерение? - спросил я.
- Единственный способ узнать намерение, - ответил он, - состоит в том, чтобы узнать его непосредственно через имеющиеся связи, которые существуют между намерением и всеми чувствующими существами. Маги называют намерение неописуемым, духом, абстрактным, нагвалем.
ВИдение - это ОЩУЩЕНИЕ духа (Абстрактного), всем диапазоном своих чувств, всем своим телом, не нарушаемое работой оторванного от них ума. Грубо говоря, ощущение телом - это четыре ножки табуретки. Чтобы табуретка устойчиво стояла на полу, то ей надо все четыре ноги. На одной, двух или даже трёх ногах, табуретка будет очень шаткой. Реальность мы ощущаем органами чувств. Если ориентироваться только на зрение - это одна нога, если ориентироваться только на слух - тоже одна нога. Если ориентироваться только на общепринятые органы чувств - это ТРИ ноги. Но человеческий организм всегда будет БОЛЬШЕ, чем то, что мы о нём знаем. Так что, чтобы не "грохнуться с табуретки", надо ориентироваться ещё и на неизвестные органы чувств. И совсем не обязательно для этого их "знать в лицо", кстати. Это как параметры (или координаты) в исследовании - одни параметры (координаты) должны подкрепляться другими. Иначе могут получиться расхождения - думаем об одном, а на самом деле - всё иначе... ВСЁ внимание вначале - ТОЛЬКО на свои ощущения (ВСЁ ВНИМАНИЕ!!), и лишь ПОТОМ - лёгкие "мазки" возможных интерпретаций (получение прикладного знания), ни коим образом не расходящиеся с результатами ощущений. Только лишь тогда можно быть уверенным, что наша задница попадёт точно на сидение табуретки, а не на пол рядом.
…давай продолжим беседу об элементе, подпирающем нас: об абстрактном. Элемент, без которого нет ни пути воина, ни самих воинов в поисках знания.
!
Для воина все начинается и кончается в нем самом. Однако, его контакт с абстрактным вынуждает его преодолевать свое чувство важности. Поэтому личное "я" становится абстрактным и безличным.
Осознание Абстрактного (вИдение) позволяет на время избавляться от чувства собственной важности (эгоизма). Это может быть любое творчество. Это может быть любое познание нового. Это могут быть личные поступки, диктуемые наблюдаемой ситуацией...
Нагваль Элиас объяснил, что моя трудность в понимании духа была такой же как и его собственная, - продолжал дон Хуан. - он считал, что есть две различные проблемы. Первой была необходимость косвенного понимания того, чем является дух, второй - прямое понимание духа.
- Сперва у тебя будут проблемы. Но стоит тебе понять, что собой представляет дух, вторая проблема будет решена автоматически, и наоборот. Если дух говорит с тобой, используя свои безмолвные слова, ты немедленно узнаешь то, чем является дух.
Он сказал, что нагваль Элиас верил, что трудность заключалась в нашем нежелании принять идею того, что знание может существовать без слов, объясняющих его.
- Но мне не трудно принять это, - сказал я.
- Принять это утверждение не так легко, как сказать, что ты его принял, - сказал дон Хуан, - нагваль Элиас говорил мне, что все человечество движется прочь от абстрактного, хотя когда-то мы должны были быть близки к нему. Оно было нашей питательной средой и силой. Затем что-то случилось, и это оторвало нас от абстрактного. Теперь мы не можем вернуться к нему. Он сказал, что от ученика требуются годы, чтобы он смог подойти к абстрактному, то есть познать, что знание и язык могут существовать независимо друг от друга.
Дон Хуан повторил, что суть нашего затруднения в возврате к абстрактному заключалась в нашем отказе принять то, что мы можем знать без слов и даже без мыслей.
Абстрактное - это всегда Безмолвное Знание. Нельзя указать на что-то пальцем и сказать: "вот это - абстрактное". Вернее, указать и сказать-то можно, но всегда попадание при этом будет "пальцем в небо".)) Вот наглядные задачки из учебника для дошкольников:
Упражнение №18. "Найди общее слово".
В этом задании содержатся слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним словом. Упражнение направлено на развитие такой функции, как обобщение, а также способность к абстракции.
"Каким общим словом можно назвать следующие слова:
1. Вера, Надежда, Любовь, Елена
2. а, б, с, в, н
3. стол, диван, кресло, стул
4. понедельник, воскресенье, среда, четверг
5. январь, март, июль, сентябрь".
Слова для нахождения обобщающего понятия можно подобрать из любых групп, более или менее конкретных. Например, обобщающим может быть слово "весенние месяцы", а может быть "месяцы года" и т.д.
Более сложный вариант упражнения содержит только два слова, для которых необходимо найти общее понятие.
"Найди, что общего у следующих слов:
а) хлеб и масло (еда)
б) нос и глаза (части лица, органы чувств)
в) яблоко и земляника (плоды)
г) часы и градусник (измерительные приборы)
д) кит и лев (животные)
е) эхо и зеркало (отражение)"
Подобные упражнения стимулируют мышление ребенка к поиску обобщающего основания. Чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию.
Очень эффективным с точки зрения развития обобщающей функции является следующее упражнение.
Упражнение №19. "Необычное домино".
Это упражнение направлено на постепенное (поуровневое) обучение ребенка поиску признаков, по которым может происходить обобщение.
Эмпирически выделяются три сферы таких признаков.
Первая сфера - обобщение по атрибутивному свойству (самый низкий уровень). Сюда входят: форма предмета, его величина, части, из которых он сделан, или материал, цвет, т.е. все то, что является некими внешними качествами, или атрибутами предмета. Например, "кошка и мышка подходят друг к другу, т.к. у них по четыре лапы" или "яблоко и земляника, у них общее то, что они красные...". Кроме того, это может быть использование имени предмета, например, "... тарелка и таз, общее то, что оба предмета начинаются на букву "т".
Вторая сфера - обобщение по ситуативному основанию (более высокий уровень). Переходным к этой сфере является обобщение предметов по признаку "свойство - действие", т.е. ребенок выделяет в качестве общего свойства действие, производимое предметами.
Например, "лягушка подходит к белке, т.к. они умеют прыгать". Кроме того, к этой сфере относятся обобщения по ситуации употребления "груша и морковь, потому что и то и другое едят..."; ситуации места и время нахождения - "кошка и мышка, потому что живут в одном доме"; ситуации общения, игры - "щенок и ежик, потому что вместе играют...".
Третья сфера - обобщение по категориальному признаку (наиболее высокий). Это обобщение по признаку того класса, к которому относятся предметы. Например, мяч и мишка - это игрушки; паук и бабочка, общее то, что это насекомые.
Упражнение "домино" позволяет ребенку самому выбирать основание для обобщения (тем самым взрослый может составить представление об уровне развития данной функции у ребенка), а также направлять и помогать ребенку искать более значимые, высокие по степени признаки для обобщения...
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_01a.shtml
"4. понедельник, воскресенье, среда, четверг"
- общее абстрактное понятие будет "неделя" (или "дни недели"). Чтобы указать на абстракцию "дни недели" - одного пальца не хватит. Как минимум надо сразу семь пальцев.)) Абстрактное всегда возникает НА ОСНОВЕ множества чего-то (в случае с вИдением - на основе ОЩУЩЕНИЙ тела). Но и любой "день недели" - ТОЖЕ является абстрактным понятием! "День недели" - ТОЖЕ возникает НА ОСНОВЕ определённых ощущений и образов! То есть мы ВСЕГДА имеем УРОВНИ Абстрактного, где нет ни начала ни конца. Долго и упорно можно искать конкретный первоисточник, но... его нет. :) Буквально ВСЁ - есть Абстрактное. То абстрактное, к которому мы привыкли и используем регулярно, мы видим как конкретные предметы ("первое внимание"). Абстрактное же, которое мы наблюдаем редко, мы видим как вИдение ("второе внимание").
Для мага дух является абстрактным только потому, что он знает его без слов и даже без мыслей. И все же без малейшего шанса или желания понять его, маг управляет духом, он знает его, заманивает и завлекает его, становится знакомым ему и выражает его в своих действиях.
Благодаря многомерности, которую человек знания развивает в себе, он может находиться как бы сразу в нескольких пространствах. Например, физически - в нашем физическом мире, а духовно - динамически во множестве других "миров" (зависит от развитости мага). Речь в цитате выше - о том, что маг цепляется за дух в другом "мире" и проявляет его здесь, в физическом мире. Но не абы как, а точно в подходящий момент. Когда он вИдит что-то ОБЩЕЕ между двумя ситуациями, там - и здесь. Т.е. человек становится проводником между похожими ситуациями разных "миров":
нагваль благодаря своему жизненному опыту (!!!), фокусирует нечто такое, что мы не можем себе вообразить, свое второе внимание, повышенное сознание, полученное через обучение магии - на своей невидимой связи с неким неопределенным абстрактным. Делая это, он выделяет и очищает невидимую связь кого-то с неопределенным абстрактным.
-----
- Маги верят, что когда человек осознает то, что он знает, и хочет быть сознательным к тому, что он знает, он теряет из поля зрения то, что он знал. Это безмолвное знание, которое ты не в силах описать, конечно же, является "намерением", духом, абстрактным. Ошибка человека в том, что он хочет знать его прямо, так, как он знает повседневную жизнь. И чем больше он того хочет, тем более эфемерным становится знание.
- Ты простыми словами скажи, что это значит? - попросил я.
- Это значит, что человек отказывается от безмолвного знания ради мира разума, - ответил он. - чем больше он цепляется за мир разума, тем более эфемерным становится "намерение".
Здесь дон Хуан говорит о том, о чём я говорил выше - в результате привычки пользования, абстрактное превращается в обычную вещь. Точно также, как прекрасная невеста, со временем женитьбы превращается в страшную "бабу ягу".)) Необходимо рушить привычки и распорядки, уходить от комплексов и рутины, чтобы иметь чистый и незамутнённый взгляд, способный на вИдение.
Но более иссушающей карой было знание того, что его физическая энергия убывает. Фактически, будучи в полном здравии, однажды он остался полностью парализованным. Он не чувствовал боли. У него не было паники. Было так, словно его тело, наконец, поняло, что он может получить так отчаянно желаемые им мир и спокойствие только после того, как он перестанет двигаться.
Лежа беспомощно в постели, он мог только думать. И тогда к нему пришло понимание - он сломался, поскольку не имел абстрактной цели. Он знал, что люди в доме нагваля были экстраординарными, потому что стремились к свободе, как к своей абстрактной цели. Он не мог понять, чем была свобода, но знал, что она являла собой противоположность его собственным конкретным нуждам.
Отсутствие абстрактной цели сделало его больным и беспомощным. Он больше не мог спасти свою приемную семью от чудовищной нищеты. Вместо этого они втянули его в ту же бедность, печаль и безнадежность, которую он знал до встречи с нагвалем.
Абстрактная цель - это значит поиск Источника Всего. Абсолютной Свободы.
- Преврати все в то, чем оно является - в абстрактное, дух, нагваль. Нет колдовства, нет зла, нет дьявола. Есть только восприятие.
Любые конкретные представления - существуют лишь на нижних уровнях. Чтобы осознать Абстрактное - надо подняться.
- Неважно, что я тебе говорил, - сказал он, рассмеявшись. - идея абстрактного, идея духа - вот остаток, который действительно важен. Идея личного "я" не имеет никакой ценности. Ты выражаешь себя и в первую очередь свои собственные чувства. Каждый раз, когда была возможность, я заставлял тебя осознавать потребность в абстрактном. Тебе верилось, что под этим я подразумеваю абстрактное мышление. Нет. Быть абстрактным - значит заставить себя стать доступным духу, благодаря тому, что осознаешь это.
Абстрактное мышление, пусть даже и с осознанием духа - всего лишь мышление. Есть нечто большее, что везде и всегда ценилось как высшее искусство - тело и дух, соединённые воедино:
- Я уже описывал тебе во многих отношениях различные стадии воина, идущего по пути знания, - продолжал он. - в терминах его связи с "намерением", воин проходит через четыре этапа. Первый, когда он имеет ржавое, ненадежное звено с "намерением". Второй, когда ему удается очистить его. Третий, когда он обучается манипулировать им. И четвертый, когда он обучается принимать замыслы абстрактного.
-----
Из книги "Искусство сновидения":
В одном из наших разговоров дон Хуан заявил, что для оценки реального положения сновидящих и искусства сновидения, необходимо отдавать себе отчет в том, почему современные маги прилагают максимум усилий для перевода магии от конкретности к абстрактному.
- Что ты подразумеваешь под конкретностью, дон Хуан? - спросил я.
- Практическую часть магии, - ответил он. - Навязчивую фиксацию ума на практических методах и приемах, позволяющих влиять на других людей, что, впрочем, не всегда удается.
- А о чем ты говоришь, когда ведешь речь об "абстрактном"?
- О поиске свободы - не ограниченной привязанностями и наваждениями свободы восприятия во всём доступном человеческому существу диапазоне. Я говорю, что маги современности стремятся к абстрактному потому, что они стремятся к освобождению. Конкретные достижения их не интересуют.
"Активная сторона беcкoнечнocти":
- Ты имеешь в виду, дон Хуан, что маги получают все, что хотят, даже если это нечто мелкое, обычное и произвольное? - спросил я.
- Нет, я не это имею в виду. Намерение, конечно, можно призывать для чего угодно, - ответил он, - но маги выяснили дорогой ценой, что намерение приходит к ним лишь для чего-то абстрактного.
Действия магов связаны исключительно с миром абстрактного, безличного.
Я рассказал дону Хуану все, что наблюдал, все, что слышал. Дон Хуан объяснил мне, что я в этот день достиг успеха в преобразовании человекоподобной формы неорганических существ в их суть: безличную энергию, осознающую себя.
- Ты должен понять, - сказал он, - что именно наше познание, суть нашей системы интерпретаций сокращает наши ресурсы. Именно система интерпретаций говорит нам о параметрах наших возможностей, и так как мы всю жизнь использовали эту систему интерпретаций, мы никак не можем отважиться поступить вопреки ее авторитету.
- Энергия этих неорганических существ толкает нас, - продолжал дон Хуан, - и мы интерпретируем этот толчок, как можем, в зависимости от настроения. Для мага самая трезвая вещь, которую он может сделать, - это перевести эти сущности на абстрактный уровень. Чем меньше интерпретаций делают маги, тем им лучше.
- С этого момента, - продолжал он, - каждый раз, когда ты встречаешься со странным зрелищем или призраком, сохраняй самообладание и пристально и непреклонно смотри на него. Если это неорганическое существо, твоя интерпретация его опадет как сухие листья. Если ничего не происходит, это просто пустяковая ошибка твоего ума, который все равно не твой ум.