Сообщение myth » 16 фев 2016, 02:24
Безмолвное знание...
Я плохо знаком с безмолвием. Только через паузы. Когда наблюдаешь за ВД, можно потихоньку растягивать слова. Когда слова растягиваются, увеличиваются и промежутки между ними. Если внимательно за ними наблюдать, то можно увидеть, что происходит в этих промежутках. При достаточном опыте можно узнавать эти паузы вокруг себя и во всём. Не только в словах. Можно сказать, что через эти паузы я и прикоснулся к безмолвию.
В безмолвии видишь вокруг себя много необычного, как бы наложенного поверх обыденного мира. Или изнутри обыденного мира. Очень сложно описывать то, что замечаешь в безмолвии. Удивительно другое. То, что ты в тот же миг знаешь смысл наблюдаемого. Безо всяких промежутков и осмысления. Всё зависит от того, куда именно направлен фокус твоего внимания.
Поначалу этот аспект ошарашивает. И ослепляет. Позже я назвал этот эффект - "ослепление всезнанием". Это не всезнание, нет. Но, пока не наберёшь достаточно опыта, удержаться от ослепления невозможно. Куда ни глянешь - всё знаешь. И лишь много позже начинаешь понимать, что знаешь совсем не всё, а лишь только то, на что обращён фокус твоего внимания. Думаю очень важно накопить опыта безмолвного знания столько, чтобы полностью осознать и принять этот факт. Только тогда становятся заметны детали.
В первую очередь - специфическая мимолётность открывающегося знания. Этакая мгновенность его. И зыбкость. В том смысле, что спустя мгновение ты уже можешь быть не уверен, что вообще что-то только что знал. Это уходит от тебя. Как уходит яркий и классный сон. И ты лишь смутно помнишь, что сон был, что был он ярким и классным, но вот о чём - ну хоть убей. И невозможно повторно что-то узнать.
Я стал называть такое знание знанием без подтверждения. В отличие от обычного - знания с подтверждением. В обычном знании знание и подтверждение ходят парой. Ты знаешь что-то и точно знаешь откуда это узнал. И всегда можешь вновь обратиться к тому же источнику, хотя бы потенциально, и вновь получить то же знание с новым подтверждением.
Безмолвное знание другое. Ты смотришь и знаешь. Но понятия не имеешь, откуда это узнал. И хорошо, если вообще не забудешь о том, что только что знал.
Но изредка случаются моменты, которые по какой-то причине невозможно забыть. И когда таких моментов накапливается небольшая кучка, тогда уже не восторг, а недоумение обескураживает тебя.
Настолько различно то, что ты узнал неведомо откуда. Когда вдруг, посреди попытки разобраться в каких-то событиях, ты прикасаешься к безмолвию, и узнав его, вдруг задаёшь вопрос - "кто же это сделал то?" И слышишь фамилию. Причём заковыристую, такую, про которую точно знаешь, что слышишь её впервые в жизни. И удивлением тебя выкидывает из безмолвия. И только фамилия крутится в голове. И мысль - ну придёт же такая хрень в голову. И ведь не проверишь. А спустя пару месяцев, случайно, совершенно случайно в результате невероятного стечения обстоятельств ты сталкиваешься со свидетелем того самого происшествия, над которым ломал голову. И он называет фамилию. И ты толчком вспоминаешь, что не в голову тебе эта фамилия пришла, а среди звенящего мига безмолвия. И всё, что ты можешь - только открывать рот. Как та рыба.
Сцена. Я в другом городе. В гостях. Живу у знакомого. У него жена и маленькая дочь, которой почти два года. Она даже начала разговаривать. Чаще всего говорит она так, что только родители понимают её, и то с трудом. Очень невнятно она произносит слова. Интенсивно, но невнятно. На её изречения мало кто обращает внимание. Они живут в одной большой квартире со своими родителями и с сестрой. В отдельной комнате. Да ещё я у них остановился. Но к многолюдью им не привыкать.
Утро. Я сижу у стола на кухне, чуть вытянув от себя ноги. Стол слева. Вход на кухню как раз справа от меня. Напротив - раковина. У раковины, ко мне спиной, стоит жена приятеля и моет посуду после завтрака. Маленькая дочка носится по квартире, весело что-то выкрикивая.
Забегает на кухню и начинает теребить мамин халат. Молодая мама поворачивается и, видя, что дочка хочет пить, наливает в довольно большой пластиковый полупрозрачный стакан воды до половины. И поворачивается к раковине, продолжив мыть посуду. Дочка, держа стакан чуть ли не изо всех сил обеими руками, выпивает половину от налитого и протягивает стакан маме в спину, типа возьми. Та ничего не видит и продолжает мыть посуду. Дочка, видя такое дело, произносит невнятно: "Маува, йапаубива" (голосом могу воспроизвести эти звуки достаточно точно, поскольку хорошо помню, изобразить фонетически очень сложно, поэтому приблизительно, но будьте уверены, звук непонимабелен). Поскольку в этот же момент у мамы что-то там резко всплёскивает и звякает, то она просто не слышит дочкино высказывание, чтобы просто повернуться на звук. Дочка повторяет ту же последовательность. Мама расслышав что-то, переспрашивает "Что?" и поворачивается на звук. Видя протянутый ей стакан, говорит "Аааа" и забирает его.
А я в этот момент сижу офигевший. Я оба раза чётко слышал звуки, произнесённые дочкой. Они за гранью словесного различения. Но параллельно этим звукам, я слышу как бы ещё один голос маленькой девочки, только более прозрачный что ли. И этот голос, абсолютно синхронно с мямленьем произносит "Мама, я попила!" И ещё раз точно так же. Причём, в самый первый миг меня поражает то, что дочка, оказывается, совершенно осмысленно, целенаправленно и правильно строит свою фразу так, как построил бы её любой другой умеющий разговаривать. А отнюдь не пытается изобразить что-то вроде осмысленной речи. И только в следующий миг после звучания второй фразы до меня доходит то, что я слышал оба варианта. И насколько чётким и правильным был один, настолько невменяемым был второй. И я точно знаю, что правильного варианта не слышал никто, кроме меня.
И только прокрутив произошедшее раз третий у себя в голове, я осознаю, что всё это сопровождалось лёгким звоном безмолвия. В этот миг все непонятки исчезают, и остаётся чистое изумление. А девчонка уже убежала. Ей пофигу, поняли её или нет, главное стакан отдала и можно опять скакать.