К. Кастанеда — о ЧСВ

Данный раздел посвящен «охоте» - выслеживанию привычек, желаний, индульгирования, в общем, всего того, что пожирает наше время, силы, энергию и в целом мешает нам приблизиться к безупречности.
Виола
Воин
Сообщения: 347
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 14:14
Поблагодарили: 5 раз

К. Кастанеда — о ЧСВ

Сообщение Виола » 17 июл 2021, 14:03

Написание этой статьи продиктовано необходимостью рассказать о термине «чувство собственной важности», описанного К. Кастанедой, ибо очень многие люди описывают собственное понимание этого термина, ссылаясь на К. Кастанеду. Например, дипломированный психолог К. Кораблёва писала: «В обиход эта аббревиатура вошла с пера Карлоса Кастанеды. Именно он использовал термин в своих книгах, чтобы описать чувство превосходства над другими, присущее некоторым личностям. … когда ЧСВ зашкаливает. … Это выражается в насмешках, издёвках, уничижении и унижении других людей. … Он может легко подставить, предать, обмануть, унизить. … Всё это делается с одной целью – ощутить свою власть и насладиться собственной важностью. Если есть возможность – избегайте общения с такими людьми. Если же этой возможности нет – не позволяйте себя использовать, сводите все контакты к деловому минимуму. Одно дело – прокачать свои навыки и способности, и совсем другое – самоутверждение за счёт унижения других людей». («Библиотека психологии». https://psylib.org/chto-takoe-chsv).
Из этой цитаты следует, что автор статьи не читала книг К. Кастанеды. Ибо К. Кастанеда не писал аббревиатуру «ЧСВ», он писал «чувство собственной важности». А герой книг К. Кастанеды - дон Хуан - подчёркивал, что чувство собственной важности и безупречность, которая помогает от него избавиться, - к морали и нравственности не имеет отношения. . О К. Кастанеде дон Хуан постоянно говорил, что у него - сильно выраженное чувство собственной важности, и сам К. Кастанеда писал, что у него и Ла Горды - «могучее чувство собственной важности». По словам психолога К. Кораблёвой получается, что все отвратительные эпитеты, которые она написала в своей статье о людях с «завышенным ЧСВ», она относила и к автору понятия «чувство собственной важности» - К. Кастенеде. Всё то же самое писали в Интернете и другие толкователи «ЧСВ», ссылаясь на К. Кастанеду. Я привожу цитаты из книг К. К., которые опровергают эти толкования.
Ниже - цитаты из книги К. Кастанеды «Огонь изнутри», гл.2 «Мелкие тираны» (курсив везде мой), и мои комментарии к ним. Другие книги К. Кастанеды, из которых приведены цитаты, указаны в скобках.
Чувство собственной важности – главнейший и самый могущественный из наших врагов. Подумай вот о чем: нас уязвляют и обижают действия либо посягательства со стороны наших ближних, и это нас ослабляет. Наше чувство собственной важности заставляет нас почти все время чувствовать себя кем-то оскорбленными или на кого-то обиженными
.
Из этого объяснения дона Хуана следует, что чувство собственной важности — это повышенная уязвимость, а если чувство уязвимости человек ощущает «почти всё время», то это - почти полная беззащитность. Слово «уязвить» — означает «ранить», в данном контексте - ранить психически; и «это нас ослабляет», т. е. эти психические травмы делают людей слабее. В таком случае подошёл бы термин «чувство собственной беззащитности".
«Я заметил, что он противоречит самому себе. … - В мире магов ты найдешь спошные противоречия в терминах, – ответил он, – На практике же никаких противоречий нет (К. Кастанеда, «Сила безмолвия», курсив — мой).

Надо заметить, что дон Хуан не говорил, что «уязвляют и обижают» слова, он говорил: «действия», - очевидно, имея в виду энергетическое воздействие. А о необходимости достаточного количества энергии для борьбы с этим воздействием дон Хуан говорил каждый раз, когда объяснял понятие «чувства собственной важности» и «безупречности»:
Безупречность, равно как избавление от чувства собственной важности, – понятия слишком неопределенные, чтобы представлять для меня какую-то практическую ценность, – заметил я. ... - Безупречность есть не более чем правильное использование энергии, – сказал он. – И все, что я говорю, к вопросам морали и нравственности не имеет ни малейшего отношения. Я обладаю энергией, и это делает меня неуязвимым. Чтобы понять это, тебе необходимо самому накопить достаточной количество энергии.

О связи общего количества энергии и повышенной уязвимости есть очень показательный пример из личных наблюдений:
Я иду домой после ночного дежурства на СМП, сильно уставшая, можно сказать, замученная. И почти все продавщицы в магазинах и в аптеках — агрессивно психически нападают на меня (без оскорбительных слов и выражений), и со всеми ими я ощущаю себя униженной и раненой. Накануне — те же продавщицы и аптекари относились ко мне приветливо, и не пытались нападать. Понятно, что за одну ночь моё чувство собственной важности не увеличилось; от усталости и отсутствия сна изменилось моё физическое состояние и уменьшилось количество энергии. Соответственно, я временно стала легко уязвимой.
Что же собой представляет психическая агрессия, которая «уязвляет» и «ослабляет», и почему достаточное количество энергии делает человека «неуязвимым»?
Известно, что работа центральной нервной системы носит рефлекторный характер. И.М. Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» писал: «... все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». Собственные наблюдения показали, что основные рефлексы общения работают путём излучения мозга, которое не ощутимо и не осознаётся, но его эффекты можно наблюдать. Наиболее наглядный пример такого рефлекса - непроизвольное (т. е. рефлекторное) оборачивание во время взгляда за спиной на расстоянии 5-20 м. (ближе 5 метров может ощущаться тепловое и эмоциональное излучение, дыхание, различные вибрации тела). Сознательно можно долго и упорно смотреть в спину того же самого человека, но он не обернётся. Когда за человеком наблюдают через зеркало, он непроизвольно оборачивается в сторону зеркала, и там встречает взгляд смотрящего, который под углом отражается от зеркальной поверхности, как и световой луч, видимо, это излучение - электромагнитной природы. Люди произвольно используют силу взгляда как средство нападения и защиты, но не всегда осознанно. Во время психической агрессии можно наблюдать эффекты непроизвольного, неощутимого и неосознанного концентрического излучения мозга, когда униженным (побеждённым) ощутил себя не противник, а зритель из толпы, а агрессор всё равно рефлекторно ощутил ликующую радость победы, не смотря на то, что его противник - не побеждён. Следовательно, и унижение побеждённого, и радость победителя — рефлекторно вызывались концентрическими излучениями мозга и тела обоих. Эти излучения коснулись всех, но раненым без слов ощутил себя только один из наблюдателей, очевидно, - энергетически наименее защищённый. А радость победы ощутил только тот, от кого исходил поток агрессивной энергии. Значит, эта цепочка рефлексов была только между ними двумя.
Энергетическая защита — это энергетическая оболочка (ЭО) вокруг тел людей (известная как «зона дискомфорта») отражает потоки агрессивной энергии. Если сила этих потоков превышает предел прочности ЭО, в ней появляются повреждения. ЭО человека, обычно, может справиться с потоком агрессивной энергии одного нападающего, но когда на человека энергетически нападает много людей, отразить все удары его защитная ЭО не может, она повреждается во многих местах, и его энергия вытекает через эти повреждения. Человек при этом ощущает чувство унижения, означающее признание себя побеждённым (ниже победителя) и некоторую слабость (от мало заметной, до сильно выраженной). При постоянной психической агрессии, особенно, в закрытых группах, организм жертвы нападений не успевает энергетически полностью восстанавливаться, он становится психически легко уязвимым («слабым») и физически ослабленным.
Сила луча взгляда, потоков агрессивной концентрической энергии и прочность ЭО – не постоянные величины, они зависят не от конституции, а от количества общей энергии, которое снижается из-за болезней, переутомления, хронического перенапряжения, повреждений ЭО в предыдущих психических сражениях. Сила потока агрессивной энергии у здоровых людей так же зависит от степени их агрессивности и эмоционального состояния. Один и тот же человек в разные периоды своей жизни может быть и беззащитным, и абсолютно неуязвимым. Психические болезни не влияют на инстинктивные механизмы защиты и нападения.
Не только агрессивное психическое нападение, но и чувства гнева, враждебности, презрения,- это потоки агрессивной энергии, не реагировать на них – невозможно, видимое отсутствие реагирования означает, что защитная энергетическая оболочка этого человека отражает потоки чужой агрессивной энергии. Уважение, симпатия, и, особенно, любовь — это тоже потоки энергии, только насыщающие и исцеляющие, в отличие от агрессивной энергии, которая ранит. Вообще, любое общение — это обмен энергиями эмоций, которые можно ощущать в группе возбуждённо радостно общающихся людей.
Широко известный термин «психологическая защита» означает защиту с помощью «логоса», т.е. - произвольную сознательную защиту путём слов. Природную непроизвольную энергетическую защиту я называю «психической защитой».
Если поток агрессивной энергии одного нападающего слишком сильный, а общее количество энергии у жертвы нападения недостаточное, его ЭО повреждается, он теряет энергию, уже не может ответить на удар своей агрессивной энергией, и пытается защититься оскорбительными словами. Какой эффект будет иметь психологическая защита в виде прямых оскорблений без агрессивной энергии - лучше всего видно на следующем примере.
Двое хорошо одетых мужчин среднего возраста вошли в троллейбус и сели позади меня. Один из них сказал - язвительно, с чувством превосходства, презрения и ярко выраженной агрессивной враждебности , - нечто унизительное для собеседника, но без прямых оскорблений. Не помню его слов, но они были недостойными и даже постыдными для уважающего себя человека, и я ощутила к агрессору неприязнь и презрение. Второй мужчина почувствовал себя униженным, но вида не подал и спокойно продолжал разговор, как будто ничего не произошло. Но если я почувствовала его унижение, то и агрессор, видимо, тоже почувствовал и ощутил рефлекторную радость победы, поскольку его голос стал весёлым. Через несколько фраз униженный мужчина, вдруг, грубо и не к месту оборвал речь собеседника прямым оскорблением, обозвав его словом, обозначающим в просторечии ничтожество личности ("г...о, ты"), - громко, чтобы все слышали. Тот, как ни в чём ни бывало, продолжал разговор всё тем же весёлым и довольным тоном. В голосе побеждённого стало слышно раздражение, но он всё ещё пытался защититься словами. Через несколько фраз он оборвал собеседника (всё так же безотносительно к смыслу его речи) ещё более грубым и унизительным словом: "Педераст!" И опять без эффекта. В его голосе наряду с раздражением появилась нарастающая тревога. Нанести ответный удар путём словесного унижения он не мог и был вынужден прибегать к всё более грубым оскорблениям, хотя они мирно беседовали. Наконец, он стал громко ругать противника в нецензурных выражениях, и в его голосе появились визгливые нотки. Я ощутила к нему презрение. Напавший первым по-прежнему не реагировал на прямые оскорбления и спокойно продолжал разговор. Но уже по тону обоих было ясно, что победил в этой схватке именно он. Демонстрируя своё превосходство, он словесно и невербально напал первым, сразу "смертельно ранил" противника, а ответная словесная агрессия его нисколько не задевала, он спокойно наблюдал, как раненый им собеседник постепенно падал на обе лопатки. Невольно я ощутила к нему уважение. И поняла, что моё первоначальное чувство презрения к нему было продуктом моего разума, а чувство уважения после его победы, - рефлекторным.
Подобные случаи можно наблюдать довольно часто. Оказывается, каким бы ни был остроумным или откровенно оскорбительным ответный словесный выпад, он не имеет никакого значения для агрессора, если выбранный им человек-жертва почувствовал себя униженным (побеждённым) и страдает. Свидетели таких поединков всегда испытывали к побеждённым чувство презрения даже при их явной правоте, а победители всегда вызывали у них уважение, даже когда были не правы. Очевидно, в случаях инстинктивной борьбы чувства уважения к победителям и презрения к побеждённым являются рефлекторными.
Чувства, возникающие и поддерживающиеся рефлекторно, имеют свои аналоги в сфере рассудочных взаимодействий, но есть различия. Рассудочные чувства к кому-либо возникают постепенно, после осознанного познания и оценки его личности. Аналогичные рефлекторные чувства возникают мгновенно, часто к незнакомым людям. Например, уважение к победителю и презрение к побеждённому (в инстинктивной психической борьбе), независимо от того, кто из них прав (более 100 наблюдений). Или - мгновенно возникающее уважение в высшей степени к незнакомому человеку, который только что был выбран инстинктивным лидером (ИЛ), - путём неосознанного энергетического общения. Люди объясняют свои инстинктивные чувства так же, как и рассудочные, не подозревая об их рефлекторном происхождении, и наделяют человека, к которому ощущают рефлекторное уважение или презрение, качествами личности, которых у него может и не быть. Особенно наглядно это заметно, когда человек становится инстинктивным лидером или изгоем.
Дон Хуан часто повторял, что бороться с чувством собственной важности нужно посредством безупречности:
... в стратегическом инвентарном списке воина чувство собственной важности фигурирует в качестве самого энергоемкого фактора. ...Одна из первейших забот воина – высвободить эту энергию ... – безупречность как раз и является тем, посредством чего осуществляется такое перераспределение энергии. Из книги «Сказки о силе», гл.6. Шёпот нагваля:

Мы возвращаемся к моему старому вопросу, дон Хуан. Что такое «безупречность»?
- Да, мы вернулись к твоему старому вопросу, а значит — и к моему старому ответу. Безупречность — это делать лучшее, что можешь, во всём, во что ты вовлечён. … Ключом к безупречности является чувство времени. Запомни: когда чувствует и действуешь как бессмертное существо — ты не безупречен. Оглянись вокруг. Твоё представление о том, что у тебя есть время, - идиотизм. Нет бессмертных на этой земле
.
Если делать «лучшее, что можешь, во всём, во что ты вовлечён», то это даёт уважение к себе. Но этого недостаточно для накопления энергии до появления неуязвимости. Нужна вдохновляющая эмоция, например, обоснованная надежда на счастье, которая собственную энергию, рассеянную по периферии, возвращает очень близко к телу, что создаёт как бы плотный каркас, от которого чужая агрессивная энергии отражается, как от зеркала, и возвращается к агрессору (из личного опыта в 1961г). Предполагаю, что обоснованная надежда на бессмертие - тоже может вдохновлять на борьбу со своими слабостями и победу над собой.
Продолжение следует.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей