«Сверх-Я» - есть трансцендентный и перманентный принцип, чьё проявленное бытиё, человеческое существо, например (наряду с другим…), является лишь преходящей и ограниченной модификацией, которая, впрочем, никак не может воздействовать на принцип. «Свех-я» как таковое никогда не бывает и не может быть индивидуализировано, ибо должное всегда рассматриваться в аспекте вечности и неизменности, являющимися необходимыми атрибутами чистого Сущего. Оно не поддается никаким изменениям, заставившим бы его быть «иным нежели оно само». Недвижное по своей собственной природе, оно лишь разворачивает безграничные возможности, которые оно заключает в самом себе, посредством относительного перехода от потенциальности к актуальности, через бесконечное число степеней.Нugo писал(а):ally писал(а):К примеру, с точки зрения Абсолютности сознания понятие «индивидуальный» теряет смысл
Дети Бесконечности, которыми становятся освободившиеся существа, теряют границы своего сознания.
Не могу согласится с такой трактовкой учения ДХ, т.к. здесь уже начинает попахивать слиянием с богом или буддийской нирваной. Я конечно же не претендую на истину в последней инстанции, но выскажу свое мнение насчет индивидуального осознания, тема очень важная.
Если уж проводить аналогии с другими мистическими направлениями то я бы сравнил понятие "сновидящий" с индийским "атманом" - который является индивидуальной частицей всеобъемлющего "брахмана". Кстати в этом главное отличие буддиза от брахманизма: буддисты считают что персональной души нет и предлагают раствориться в нирване, а индуисты считают возможным самому стать подобным богу т.к. человек имеет атму которая и есть частица брахмана, и имеет сходную с ним природу.
«Сверх-я» - это и есть Личность. Эта личность и есть непосредственная определённость, изначальная и не раздробленная на частности, - Принцип, который на санскрите именуется Атман (atma) или Параматман. По русски – «Универсальный Дух».
Атман пронизывает все явления, которые являются как бы его модификациями и, которые в некотором роде образуют его тело….
Человеческая индивидуальность имеет центр. «Сверх-я», Атман, - это и есть этот центр. Ядро. Дух. Если изолировать индивидуальность от первоначала, ядра, принципа, останется лишь иллюзорное существование…
Итак, по модификациям Атмана. Принципа.
1.Универсальное модифицируется в индивидуальное. (Т.е. индивидуальное является одной из возможных градаций универсального..)
2. Индивидуальное делится на общее и частное. (Т.е. частное является одной из сфер общего..)
3. Частное подразделяется на коллективное и единичное (Т.е. единичное является лишь одной из множества составляющих коллективного..).
«Я» - человека относится к порядку еденичного….
Атман же отождествляется с самим Брахмой. Это Высшее Тождество. Именно Брахма пребывает в жизненном центре человеческого существа. Это так для ЛЮБОГО человеческого существа, а не только для того, кто АКТУАЛЬНО СОЕДИНЁН или ОСВОБОЖДЁН.
Жизненный центр пребывания Брахмы аналогически соответствует самому маленькому желудочку сердца. Это не только центр телесной индивидуальности, но и центр индивидуальности интегральной, способной к бесконечному расширению.
Актуализация Тождества с Брахмой по этому называется ПУТЁМ С СЕРДЦЕМ.
Аристотель считал сердце пребыванием Ума, и различал от мозга как всего лишь инструмента ментальности. Сердце соответствует солнцу, а мозг – луне. Именно по этому иногда применяют символику «несущего свет», люцифера, как переносчика, но не источника «света» как Универсального Принципа. Эта же символика применима и к «летуну»…
В местопребывании Брахмы, в жизненном центре, находится «маленький лотос» с полостью, занятой Акашей. Нужно найти то, пребывает, и тогда познают Его.
Здесь речь не о самом Атмане (Сверх-я), а лишь о его модальности дживатма – «душа живая» или Другой собственной персоной!
Атман в моём сердце меньше, чем зернышко риса…. Этот Атман в моём сердце больше чем земля, больше чем небо…
(Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастает, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные …» Мтф 13: 31 (Библия) И, Упанишады: «Две птицы, неразлучные навек, спустились на одно дерево. Одна из них ест сладкие плоды, другая смотрит, ничего не вкушая.» МундакаУпанишада,3 Мундака, 1-я Кханда, Шрути1.
Первая из этих птиц есть дживатма, которая вовлечена в область действий и его следствий (2е внимание); вторая – безусловный Атман, который есть чистое Знание….
«Сверх-Я» потенциально находится в индивидууме и до Реализации существует только виртуально. Это только с точки зрения лишь самого индивидуума.
В действительности это индивидуальность заключена в «Сверх-Я», и человек подлинно осознаёт это, когда Реализация осуществлена. Такое осознание подразумевает освобождение от ограничений, образующих индивидуальность как таковую…
Брахма, подобным образом рассматриваемый в человеке, именуется Пуруша. Пуруша – это целостность самого себя. Это сам кокон.
Бхагавадгита: «Нужно искать место, откуда больше нет возврата к проявленности, и укрыться в изначальном Пуруше, от которого изошёл первый импульс… В этом месте не светят ни солнце, ни луна, ни огонь: это –моя высшая обитель». Безмолвное Знание.
«И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего: ибо слава Божия осветила его, и светильник его –агнец». Апокалипсис, 21:33 (Пуру – город, агнец – Агни – огонь Ignis).
Пуруша может быть представляем в различных аспектах, в действительности, пребывая единым.
Коррелятом к Пуруше является Пракрити – изначальная недифференцированная субстанция, Тёмное Море Осознания. Женский Принцип.
Если вместо рассмотрения индивида – человеческой личности, рассмотреть весь кокон как область существования. Пуруша для такой области уподабляется Праджапати «Владыка всего сотворённого» - определение самого Брахмы в той мере, в какой он рассматривается как Божественная Воля, Намерение. В каждом специальном цикле существования эта Воля или Намерение более частным образом проявляет себя как Ману (Manu) этого цикла, дающий Закон (Дхарму). Ману, Менес и Мина (Mina) египтян, Минос греков, Мень (Menw) кельтов – всё это сам кокон. Универсальный Человек. Надиндивидуальный.
Собстно – это описание Реализации. Которая есть ни что иное как Огонь Изнутри. Т.Е. актуализация Атмана.
Есть два Пуруши в мире – один разрушимый и другой неразрушимый. Первый рассеян во всех существах, второй недвижен и неизменен. Но, есть ещё и другой Пуруша, наивысший (уттама), которого именуют Параматманом и который Превечный Господь, проницает и держит три мира…