Некоторые из пирамид были гигантским неделанием. Они были не жилищем, а местами, где воины практиковались в сновидениях и втором внимании. Все, что они делали, было запечатлено в рисунках и надписях, нанесенных на стенах.
Затем пришли, воины другого рода. Такие, которые не одобрили все, что сделали маги пирамиды со своим вторым вниманием, и они разрушили пирамиду, и все, что было в ней. Нагваль считал, что новые воины были, должно быть, воинами третьего внимания, такими же как он сам; воины, которых ужаснуло зло, заключенное в фиксации второго внимания. Маги пирамиды были слишком заняты своей фиксацией, чтобы понять, что происходит. Когда же они поняли, то было уже слишком поздно…..
Построением пирамид руководили люди, обладающие тайным знанием (вроде египетских жрецов), плюс они имели огромное влияние и власть в своем племени, ведь бесспорно, что в строительных работах были задействованы тысячи самых обычных рабочих.
В те времена власть Правила и знание о нём было распространено гораздо шире чем сейчас. Расовое тело и сознание людей также значительно отличались от современных. Власть касты священства (или магов) была очень значительной. Жрецы имели огромное влияние и власть. Если они были воинами третьего внимания и были безупречны, то вся структура группы (иногда очень многочисленной) двигалась к свободе. Включая самых обычных рабочих.
Если они были воинами второго внимания, обладающими Силой и Дисциплиной, то у всех зависящих от них не было выбора. Тогда, структура группы (или социума по современному) двигалась к одной из фиксаций второго внимания. Включая самых обычных рабочих, не обладавших не знанием, не пониманием происходящего. Так рождаются религии.
Учение дона Хуана, с его направленностью на простоту и экономию энергии во всем, никак не вяжется с ужасной по затратам энергии задачей - построением пирамиды. Далее, человек знания, как это становится понятным из книг Кастанеды, никак не является общественным лидером, руководителем грандиозной стройки. Жизнь война протекает вдали от мира. Возможно ли после этого, что древние шаманы были причастны к построению пирамид ? Я думаю, что это была другая культура, но, в любом случае, это были духовные лидеры древней Мексики. Кто же они были, кому передали свое знание ?
Нет не так. Учение ДХ прекрасно вяжется с построением пирамид. Например, - пол Солидад. Пребывание самого ДХ у тирана… и др. Это только с точки зрения социального понимания строительство пирамиды является тратой энергии. С точки зрения мага любая деятельность, развивающая дисциплину и позволяющая развиваться сознанию, является полезной. Полезнее загрузить народ работой, направленной на достижение абстрактных целей (часто не достижимых совершенно за время жизни конкретного человека), чем позволить человеку фиксировать внимание на быту и обогащении в социальном смысле. К тому же работа в группе позволяет взаимодействовать энергиям людей. Есть ещё множество аспектов…
Человек Знания – природный лидер. Он обязательно будет лидером группы, если эта группа структурирована согласно Правилу. В давние времена если не весь социум, то очень значительная его часть направлялась Людьми Знания. Потом ситуация ухудшилась: пришли маги, не являющиеся ЛЗ. Потом появились и просто сильные личности.
Жизнь воина никогда не протекает вдали от мира. Серьёзнейшее заблуждение! Сознание воина не зависит от мира. Но сам мир ничем не плох. При хорошем раскладе сознание и жизнь воина может сослужить миру хорошую службу…
Кому передали? Цепочкам. К тому же это знание не зависит от времени и от наличия живых носителей…
Кто были:
Это древние видящие других линий. Иное Знание. Если откроешься - увидишь. Готов ли ты открыться иному Знанию?
Они служили для достижения абсолютной свободы, для слияния с бесконечностью. Разные техники - разные конструкции, они встречались по всму миру. Потом Знание забылось, люди стали их использовать для общения с союзниками, потом стали хоронить там трупы.
Сама по себе конструкция пирамид – это одна из проекций самого Правила. Это Универсальный Закон. Он применим совершенно ко всему. Нужно только безупречно применять.
ЗЫ:
Теотихуакан [Teotihuacan] - "Место, Где Боги Касаются Земли".
Пернатый Змей [Quetzalkoat,].
"Кукулькан" [Kukulkan] - "Место, Где Обитает Змей".
Кетцалькоатль, неразрывно связанный с Вечерней и Утренней Звездой - Венерой,
он был не просто богом, но многоликим богом, не просто человеком, но множеством людей, не просто религией, но целым мифическим комплексом, ментальным образованием. Кетцалькоатль имеет не только локальное значение. Он показался мне скорее незримой и извечной силой, пребывающей ниже, выше и вне мифа механистического развития.
Монте-Альбан [Monte Alban], цитадель сапотеков [Zapoted], или "заоблачных людей".
Внимание к моменту окончания Великого Цикла, который он определил как 24 декабря 2011 года и связал с основным смещением планетарного сознания, "грядущей Шестой Эрой Сознания".
Cистема знаний и наука Майя была столь тесно связана с циклами времени, восприятием времени как творца качеств и условий космических, или галактических, периодов, то майянцы вполне могли предвидеть эпоху сгущения тьмы на горизонте и именно поэтому знали, когда им следует уйти.
Древний город Паленке* *("Ограда, изгородь" (исп.). - Прим, перев.). [Palenque]. Когда мы всей семьей добрались до Паленке, с неба на нас обрушился тропический ливень. Взобравшись на девятиуровневую Пирамиду Надписей, мы укрылись в храме на ее вершине.
Цивилизация в той форме, в какой мы ее знаем - фабрика, производящая орудия уничтожения с небольшим цехом по выпуску средств повышенного комфорта, - неспособна принять предназначение и систему знаний Майя.
Тождественное соответствие 64 гексаграмм Ицзина и 64 кодонов, ключевых блоков ДНК, генетического кода.
Чтобы передавать учение Toltekayotl, “toltequidad” Кетцалькоатль рождался в различных случаях как человек. В последнем своем воплощении он имел имя Akatl Topiltsin Nakshitl Ketsalkoatl, “наш сеньор, одинокий тростник, четвертое воплощение Пернатого Змея”.
Эль-Кастильо представляет собой пирамиду высотой 25 м, на верхней площадке которой расположен храм. В основании пирамиды лежит квадрат со стороной 55,5 м. Пирамида имеет 9 уровней. По её сторонам поднимаются четыре широких лестницы, каждая из которых имеет по 91 ступени. Лестница, идущая по северной стороне пирамиды, внизу по краям оканчивается змеиными головами, которые являются символом Кукулькана.
Эль-Кастильо построен поверх более древней пирамиды. Внутрь этой пирамиды можно попасть через отверстие в полу храма. Там были обнаружены скульптура так называемого Красного ягуара и своебразная фигура-трон, называемая Чак-мооль (Chac-mool).
Пирамида Кукулькана находится в центре большой площади. С западной стороны этой площади находится другая известная достопримечательность Чичен-Ицы - Храм воинов. В основе Храма воинов лежит пирамида с основанием 40 м на 40 м, имеющая четыре уровня. Перед Храмом воинов находится площадка с четырьмя рядами колонн. Высота колонн достигает 3 м. На большинстве этих колонн изображены тольтекские воины, собственно поэтому Храм воинов так и называют. Внимание на кульминационный период народа, который считается первой высокоразвитой цивилизацией в этой части света, - ольмеков. Слово "ольмеки" означает в буквальном переводе "каучуковые люди", поскольку именно они, как предполагается, изобрели ритуальную игру, в которой использовался каучуковый мяч. Ольмеки, цивилизация которых возникла в середине II тысячелетия до н. э., известны прекрасными каменными и нефритовыми скульптурными изображениями увенчанных шлемами существ с головой ягуара и других представителей семейства кошачьих. Ученые полагают, что религиозные представления ольмеков были основаны на традициях шаманистской культуры позднего неолита, центральным понятием которой был "нагуаль" [nagual] - "дух ягуара". Ритуальные церемонии ольмеков включали также употребление галлюциногенного гриба-псилоцибе под названием "твонанакатль" [teonanacatl] - "плоть богов".
Нынешний Великий Цикл протекает с 3113 года до н. э. до 2012 года н. э., можно вычислить, что его точная середина (которая относится к седьмому бактуну, центральному из тринадцати, составляющих Великий Цикл), дата 6.10.0.0.0, соответствует 550 году до н. э. Это согласуется с оценочной датой возникновения скульптур "Дансантов", Танцоров города Монте-Альбан. Для обозначения майянских калибровок, начинающихся с 13 августа 3113 года до н. э., используется так называемый "долгий счет", система записи, состоящая из пяти позиций, например 6.10.0.0.0. Первое число, шестерка, означает количество полных бактунов, истекших после начальной даты, вторая позиция описывает число катунов, третья - тунов, четвертая - виналей и пятая - кинов.
Если подсчитать общее число кинов, прошедших от начала Великого Цикла до его середины, даты 6.10.0.0.0, получится 936000 кинов, или дней. Как и во всех важнейших датах майянцев, ключевым множителем числа 936000, кратного, или гармоники 936, является 9. Девятка, символизирующая периодичность и завершенность, представляет собой также и число таинственных Властелинов Времени и, таким образом, олицетворяет самих галактических наставников, Майя. Срединная дата, 6.10.0.0.0, когда были созданы скульптуры Монте-Альбан, соответствует "пришествию Девяти Властелинов Времени".
Теотихуакан - "Место, Где Боги Касаются Земли" - как и остальные крупные центры Мезоамерики, был построен в подражание "первому городу", Толлану или Тулану, источнику происхождения, точке входа в этот мир.
Теотихуакан достиг несравненного великолепия и обрел славу города изобилия и высокого искусства - его центральное сооружение Пирамида Солнца вполне сравнима по размерам с Великой Пирамидой в Гизе, возведенной древними египтянами. Одухотворенные художественные свершения жителей Теотихуакана принесли им имя "толтеки", что означает "строители", "художники", "провидцы". Теотихуакан стал первым крупным центром религии Кетцалькоатля, Пернатого Змея. Герой древних легенд, Кетцалькоатль связывался с небом, звездами, морем, водой, изобилием и считался покровителем искусств и наук. Символизирующие единство Небес и Земли образы Пернатого Змея и Пернатого Ягуара пронизывают практически все художественные произведения, найденные в Теотихуакане, - керамику, фрески и огромные скульптурные изображения Цитадели Кетцалькоатля. В последних мы вновь сталкиваемся с символикой числа 73: Цитадель состоит из двенадцати невысоких плоских храмов, окружающих тринадцатый, олицетворяющий самого Кетцалькоатля. В III-IV веках нашей эры, к концу восьмого бактуна, Теотихуакан распространяет свое влияние на чрезвычайно обширную часть Мезоамерики. Пророки толтеков, образ которых полностью соединился с Кетцалькоатлем, сталкиваются в джунглях Петена с племенами Майя, после чего в Тикале происходит слияние традиций Майя и культуры Теотихуакана. Обогащенные духовным величием Кетцалькоатля, которого они называли Кукульканом, майянцы начинают свой подъем к вершинам цивилизации. Жрецы Тикаля принялись за возведение храмов-пирамид с еще большей энергией, чем теотихуаканцы. Однако, в отличие от пятиэтажных пирамид Теотихуакана, в Тикале они имеют девять уровней, в честь первых галактических наставников. Девяти Властелинов Времени. В 435 году н. э. завершается восьмой и начинается девятый бактун. Дата 9.0.0.0.0 является гармоникой 1296 (с 3113 года до н. э. прошло 1296000 кинов).
В последовательности фрактальных гармоник существовало великое майянское число синтеза - оно записано в Дрезденском Кодексе, вновь открытое Эрнстом Ферстеманном, - 1366560, удивительное число, которое делится на все ключевые числа, соответствующие всем гармоническим циклам . Если отсчитать от начальной даты 3113 года до н. э. 1366560 кинов, получится 631 год н. э. - 1366560 кинов равны 3796 тунам (360-дневным периодам). Если от той же начальной даты отсчитать 3796 обычных земных лет, получится 683 год н. э. Интересно, что обе даты - 631 и 683 годы нашей эры - связаны с гармониками числа 3796 (первая - в тунах, вторая - в земных годах), а разница между ними составляет 52 года и равна продолжительности земной жизни Пакаль Вотана.
Таким образом, согласно майянским гармоникам, в "круглый" 52-летний календарный период между 631 и 683 годами н. э. (между гармониками 1366560 и 1385540) должна была протекать очень важная галактическая фаза. Этот период в точности совпадает с датами жизни воплощения аватары* *( Выдающаяся личность, воплощающаяся в земном мире из Божественных, высших областей в определенные моменты развития человечества, когда необходимо оказать значительное влияние на ход событий истории. - Прим. перев.) по имени Пакаль Вотан. На его "саркофаге", единственном найденном в Мезоамерике погребении, подобном гробнице в Великой Пирамиде Гизы, указан именно 683 год н. э. Саркофаг располагался в девятиэтажном Храме Надписей в Паленке, а склеп, в котором он покоился, был украшен скульптурными изображениями Девяти Властелинов Времени.
По указанию тех, кто выше него, Пакаль Вотан должен был покинуть свою "родину", таинственный Валум Чивим [Valum Chlvim], и отправиться на Юкатан, в страну Майя на Земле. Используя для путешествия "Обитель Тринадцати Змеев", Пакаль Вотан прибыл в Валум Вотан [Valum Votan], расположенный на реке Усумасинта [Usuamadnta], и вскоре основал неподалеку от него город Паленке. Во время одного из нескольких своих визитов назад, на "родину", Пакаль Вотан обнаружил башню, разрушенную из-за смешения языков среди ее строителей. Однако Вотану было позволено пройти по подземному проходу, начинающемуся в развалинах башни, и подняться на "Скалу Небес".
К числу наиболее значительных мезоамериканских культур классического периода относятся теотихуаканская (Центральная Мексика) и майяская (южномексиканские области, Белиз, Гватемала, запад Сальвадора и Гондураса). Но прежде несколько слов о «первой цивилизации» Мезоамерики—культуре «ольмеков» на южном побережье Мексиканского залива (Табаско, Веракрус). Население этих областей в начале I тыс. до н. э. (800— 400 гг. до н. э.) достигло высокого уровня культуры: в это время появляются первые «ритуальные центры» в Ла-Венте, Сан-Лоренсо и Трес-Сапотес, сооружаются пирамиды из адобов (самана) и глины, устанавливаются резные каменные монументы с сюжетами преимущественно мифологического и религиозного содержания.
Среди последних выделяются гигантские каменные антропоморфные головы в шлемах, вес которых иногда достигает 20 т. Для «ольмекского» стиля искусства характерна низкорельефная резьба по базальту и нефриту. Основным мотивом ее была фигура плачущего пухлого ребенка с приданными ему чертами ягуара. Эти «младенцы-ягуары» украшали и изящные нефритовые амулеты, и массивные гопоры-кельты (у «ольмеков» существовал культ каменного топора как символа плодородия), и гигантские базальтовые стелы. Другой примечательной чертой «ольмекской» культуры был следующий ритуал: в глубоких ямах на центральных площадях поселений устраивались тайники с приношениями богам в виде отесанных блоков нефрита и серпентина, топоров-кельтов и статуэток из тех же материалов и т. д. общим весом в десятки центнеров. Эти материалы доставлялись в «ольмекские» центры издалека: например, в Ла-Венту — с расстояния 160 и даже 500 км. Раскопки на другом «ольмекском» селении—Сан-Лоренсо — также выявили и гигантские головы, и ряды ритуально захороненных монументальных скульптур в чисто «ольмекском» стиле. По серии радиоуглеродных дат это относится к 1200—900 гг. до н. э. Именно на основе вышеприведенных данных и была сформулирована гипотеза о том, что «ольмеки» — создатели самой ранней цивилизации Мезоамерики (1200— 900 гг. до н. э.) и уже от нее происходят все остальные высокоразвитые культуры Мезоамерики—сапотекская, теотихуаканская, майя и др. Вместе с тем сегодня приходится говорить о том, что «ольмекская» проблема еще весьма далека от своего решения. Мы не знаем об этнической принадлежности носителей этой культуры (термин «ольмеки» заимствован от названия тех этнических групп, которые обосновались на южном побережье Мексиканского залива накануне конкисты). Нет ясности по поводу основных этапов развития культуры «ольмеков», точной хронологии и материальных признаков этих этапов. Неизвестна и общая территория распространения этой культуры, ее социально-политическая организация. На наш взгляд, культура «ольмеков» со всеми ее проявлениями отражает длительный путь развития: от конца II тыс. до н. э. до середины — последних веков I тыс. до н. э. Можно предполагать, что «ритуальные центры» с монументальной скульптурой появляются в Веракрусе и Табаско примерно в первой половине I тыс. до н. э. (возможно, даже и в 800 г. до н. э.), как в Ла-Венте. Но все, что представлено там археологически в 800—400 гг. до н. э., вполне соответствует уровню «вождеств», «союзов племен», т. е. заключительной стадии первобытнообщинной эпохи. Показательно, что первые известные нам образцы письменности и календаря появляются на «ольмекских» памятниках только с I в. до н. э. (стела С в ТресСапотес и др.). С другой стороны, такие же «ритуальные центры» — с пирамидами, монументами и календарными иероглифическими надписями—представлены в Оахаке с VII — VI вв. до н. э., а без надписей— в горной Гватемале, у предков майя, по крайней мере с середины I тыс. до н. э. Таким образом, вопрос о «культуре родоначальнице», породившей все остальные, для Мезоамерики сейчас отпадает: видимо, имело место параллельное развитие сразу в нескольких ключевых областях — долине Мехико, долине Оахаки, горной Гватемале, равнинных областях майя и т. д.
ТЕОТИХУАКАН
В 50 км к северо-востоку от г. Мехико, там, где высокие горные хребты расступаются, образуя большую и плодородную долину (это ответвление долины Мехико), находятся руины Теотихуакана—в прошлом столицы древнейшей цивилизации Центральной Мексики, важный культурный, политико-административный, экономический и культовый центр не только этого региона, но и всей Мезоамерики в I тыс. н. э. По подсчетам ученых, к 600 г. н. э.— моменту наивысшего расцвета— общая территория города составляла свыше 18 кв. км, а население— от 60 до 120 тыс. человек. Основное ритуально-административное ядро Теотихуакана, сложившееся уже к I в. н. э., было тщательно спланировано вокруг двух пересекающихся под прямым углом и ориентированных по странам света широких улицей: с севера на юг проспект Дорога Мертвых длиной свыше 5 км, а с запада на восток — безымянный проспект длиной до 4 км. Интересно, что на северном конце Дороги Мертвых находится гигантский массив Пирамиды Луны (высота 42 м), сложенный из сырцового кирпича и облицованный нетесаным вулканическим камнем. По своей конструкции и внешнему виду она—точная копия своей старшей сестры Пирамиды Солнца, расположенной на левой стороне проспекта и представляющей собой грандиозное пятиярусное сооружение с плоской вершиной, на которой стоял когда-то храм. Высота колосса—64,5 м, длина сторон основания—211, 207, 217 и 209м, общий объем — 993 тыс. куб. м. Предполагается, что для строительства пирамиды потребовался труд не менее 20 тыс. человек в течение 20—30 лет.
У пересечения с поперечным проспектом Дорога Мертвых упирается в обширный комплекс построек, возведенных на одной гигантской низкой платформе и объединенных под общим названием «Сьюдадела», что по-испански означает «цитадель». Один из главных исследователей города, Р. Миллон (США), считает, что это — «текпан» (ацтекск. дворец) правителя Теотихуакана. В этом ансамбле изящных построек выделяется храм в честь бога Кецалькоатля — Пернатого Змея, покровителя культуры и знаний, бога воздуха и ветра, одного из главных божеств местного пантеона. Само здание храма полностью разрушено, но зато прекрасно сохранилось его пирамидальное основание, состоящее из шести постепенно уменьшающихся каменных платформ, поставленных друг на друга.
Фасад пирамиды и балюстрада парадной лестницы украшают скульптурные головы самого Кецалькоатля и бога воды и дождя Тлалока в образе бабочки. При этом зубы голов Пернатого Змея были расписаны белой краской, а глаза бабочек имели вставные зрачки из дисков обсидиана. К западу от Сьюдаделы расположен обширный комплекс построек (площадью примерно 400x600 м), который археологи рассматривают как главный городской рынок. Вдоль главного проспекта Теотихуакана— Дороги Мертвых находятся руины десятков пышных храмовых и дворцовых сооружений. К настоящему времени некоторые из них раскопаны и реконструированы, так что любой может получить общее представление об их архитектуре и живописи. Таков, например, Дворец Кецальпапалотля или Дворец Пернатой Улитки (часть помещений дворца имеет каменные квадратные колонны с низкорельефными изображениями Пернатой Улитки) Дворец—обширный комплекс жилых, общественных и складских помещений, сгруппированных вокруг внутренних двориков. Стены зданий сложены из адобов или камня, оштукатурены и часто либо окрашены в какой-либо яркий цвет, либо (особенно внутри) имеют красочные фресковые росписи Наиболее выдающиеся образцы фресковой живописи Теотихуакана представлены также в Храме Земледелия, в группах Те-титла, Атетелько, Сакуала и Тепан-титла Они изображают людей (представителей элиты и жрецов), богов и животных (орлов, ягуаров и т д) Своеобразную черту местной культуры составляют также антропоморфные (видимо, портретные) маски из камня и глины (в последнем случае — с многоцветной раскраской) В III — VII вв н э в Теотихуакане получает широкое распространение оригинальный стиль керамики (цилиндрические сосуды-вазы на ножках и без таковых с фресковой росписью или резным орнаментом и лощением) и терракотовых статуэток
В архитектуре города преобладают постройки на пирамидальных основаниях различной высоты, при этом для оформления последних характерно сочетание вертикальных и наклонных поверхностей (стиль вертикальной «панели и склона»).
Описанный выше ритуально-административный центр Теотиху-акана был окружен со всех сторон жилыми кварталами в виде скоплений домов-блоков (длиной до 60 м), спланированных по странам света вдоль регулярной сети узких прямых улиц. Каждый блок состоял из жилых, хозяйственных и подсобных помещений, разбитых вокруг прямоугольных внутренних двориков и служивших, видимо, местом обитания группы родственных семей. Это — одноэтажные, с плоскими крышами постройки, сделанные из сырцового кирпича, камня и дерева. Они обычно сконцентрированы в более крупные единицы— «кварталы» (исп. баррио), а те в свою очередь—в четыре больших «района». Теотихуакан был крупнейшим в Мезоамерике центром ремесла и торговли. Археологами найдено в городе до 500 ремесленных мастерских (из них — 300 мастерских по обработке обсидиана), кварталы иноземных торговцев и «дипломатов» из Оахаки (культура сапотеков) и с территории майя. Изделия же теотихуаканских мастеров встречаются в I тыс. н. э. от Северной Мексики до Коста-Рики. Несомненно, что культурное, экономическое (и, вероятно, политическое) влияние города в период его наивысшего расцвета распространялось на большую часть Мезоамерики. И вдруг в конце VII в. н. э. огромный город внезапно гибнет, уничтоженный пламенем гигантского пожара. Причины этой катастрофы до сих пор остаются невыясненными. Однако следует напомнить, что Теотихуакан был в I тыс. н. э. северным форпостом зоны мезоамериканских цивилизаций. Он непосредственно граничил с пестрым и беспокойным миром варварских племен Северной Мексики. Среди них мы находим и оседлых земледельцев, и бродячие племена охотников и собирателей. Теотихуакан, подобно древним земледельческим цивилизациям Средней Азии, Индии и Переднего Востока, постоянно ощущал давление этих воинственных племен на свою северную границу. При определенном стечении обстоятельств один из неприятельских походов в глубь страны, видимо, закончился захватом и разрушением и самого Теотихуакана. После этого страшного разгрома город так и не оправился, а на авансцену мезоамериканской истории выдвигаются новые, более могущественные силы — города-государства Аскапоцалько, Чолу-ла, Сочикалько и позднее, с IX в. н. э.,— государство тольтеков.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ МАЙЯ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (I—IX вв. н. э.)
Майя, словно бросая вызов судьбе, надолго обосновались в негостеприимных центральноамериканских джунглях, выстроив там свои белокаменные города. За пятнадцать веков до Колумба они изобрели точный солнечный календарь и создали единственную в Америке развитую иероглифическую письменность, использовали в математике понятие нуля, уверенно предсказывали солнечные и лунные затмения. Уже в первые века нашей эры они достигли поразительного совершенства в архитектуре, скульптуре и живописи.
Но майя не знали металлов, плуга, колесных повозок, домашних животных, гончарного круга. Фактически, если исходить лишь из набора их орудий, они были еще людьми каменного века. Происхождение майяской культурыокутано таинственностью. Мы знаем только, что появление первой «классической» цивилизации майя относится к рубежу нашей эры и связано с лесными равнинными областями на юге Мексики и севере Гватемалы. В течение многих столетий здесь существовали многолюдные государства и города. Но в IX—X вв. период расцвета закончился внезапной жестокой катастрофой.
Города на юге страны были заброшены, население резко сократилось, и вскоре тропическая растительность укрыла своим зеленым ковром памятники былого величия. После X в. развитие культуры майя, правда уже несколько измененной влиянием со стороны чужеземных завоевателей-тольтеков, пришедших из Центральной Мексики и с побережья Мексиканского залива, продолжалось на севере — на п-ове Юкатан — и на юге — в горах Гватемалы. Испанцы застали там свыше двух десятков небольших постоянно враждующих между собой индейских государств, каждое из которых имело свою династию правителей. К началу испанского завоевания в XVI в. индейцы майя занимали обширную и разнообразную по природным условиям территорию, включавшую в себя современные мексиканские штаты Табаско, Чьяпас, Кампече, Юкатан и Кинтана-Роо, а также всю Гватемалу, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса.
Границы области майя в I тыс. н. э., по-видимому, более или менее совпадали с упомянутыми выше. В настоящее время большинство ученых выделяют в пределах этой территории три крупные культурно-географические области или зоны: Северную (п-ов Юкатан), Центральную (Северная Гватемала, Белиз, Табаско и Чьяпас в Мексике) и Южную (горная Гватемала).
Начало классического периода в низменных лесных областях майя отмечено появлением таких новых черт культуры, как иероглифическая письменность (надписи на рельефах, стелах, притолоках, росписях керамики и фресках, предметах мелкой пластики), календарные даты по эре майя (так называемого Длинного Счета—числа лет, прошедших от мифической даты 3113 г. до н. э.), монументальная каменная архитектура со ступенчатым «ложным» сводом, культ ранних стел и алтарей, специфический стиль керамики и терракотовых статуэток, оригинальная настенная живопись.
Архитектура в центральной части любого крупного города майя I тыс. н. э. представлена пирамидальными холмами и платформами различных размеров и высоты. Внутри они обычно сооружены из смеси земли и щебня и облицованы снаружи плитами тесаного камня, скрепленными известковым раствором. На их плоских вершинах стоят каменные здания: небольшие постройки из одной—трех комнат на высоких башнеобразных пирамидах-основаниях (высота некоторых из таких пирамид-башен, как, например, в Тикале, достигает 60 м). Это, вероятно, храмы. А длинные многокомнатные ансамбли на низких платформах, обрамляющих внутренние открытые дворики, скорее всего резиденции знати или дворцы, поскольку перекрытия этих зданий сделаны обычно в виде ступенчатого свода, стены их очень массивны, а внутренние помещения сравнительно узки и невелики по размерам. Единственным источником света в комнатах служили узкие дверные проемы, поэтому внутри уцелевших храмов и дворцов царят прохлада и полумрак. В конце классического периода у майя появляются площадки для ритуальной игры в мяч — третий тип основных монументальных построек местных городов. Основной единицей планировки в городах майя были прямоугольные мощеные площади, окруженные монументальными зданиями. Очень часто важнейшие ритуально-административные постройки располагались на естественных или искусственно созданных возвышениях— «акрополях» (Пьедрас-Неграс, Копан, Тикаль и др.).
Рядовые жилища строились из дерева и глины под крышами из сухих пальмовых листьев и были, вероятно, похожи на хижины индейцев майя XVI—XX вв., описанные историками и этнографами. В классический период, как и позднее, все жилые дома стояли на невысоких (1 —1,5 м) платформах, облицованных камнем. Отдельно стоящий дом — явление, редкое у майя. Обычно жилые и подсобные помещения образуют группы из 2—5 построек, расположенных вокруг открытого внутреннего дворика (патио) прямоугольной формы. Это — резиденция большой патрилокальной семьи. Жилые «патио-группы» имеют тенденцию объединяться в более крупные единицы—наподобие городского «квартала» или его части.
В VI—IX вв. майя достигли наивысших успехов в развитии различных видов неприкладного искусства, и прежде всего в монументальной скульптуре и живописи. Скульптурные школы Паленке, Копана, Йашчилана, Пьедрас-Неграс добиваются в это время особой тонкости моделировки, гармоничности композиции и естественности в передаче изображаемых персонажей (правителей, жрецов, сановников, воинов, слуг и пленных). Знаменитые фрески Бонампака (Чьяпас, Мексика), относящиеся к VIII в. н. э., представляют собой целое историческое повествование: сложные ритуалы и церемонии, сцены набега на чужие селения, жертвоприношение пленных, празднество, танцы и шествия сановников и вельмож.
Благодаря работам американских (Т. Проскурякова, Д. Келли, Г. Берлин, Дж. Кублер и др.) и советских (Ю. В. Кнорозов, Р. В. Кинжалов) исследователей удалось убедительно доказать, что монументальная скульптура майя I тыс. н. э.— стелы, притолоки, рельефы и панели (а также иероглифические надписи на них) — это мемориальные памятники в честь деяний майяских правителей. Они рассказывают о рождении, вступлении на престол, войнах и завоеваниях, династических браках, ритуальных обрядах и прочих важных событиях из жизни светских владык почти двух десятков городов-государств, которые существовали, по данным археологии, в Центральной области майя в I тыс. н. э.
Совершенно по-иному определяется сейчас и назначение некоторых пирамидальных храмов в городах майя. Если прежде они считались святилищами важнейших богов пантеона, а сама пирамида— лишь высоким и монолитным каменным постаментом для храма, то за последнее время под основаниями и в толще ряда таких пирамид удалось обнаружить пышные гробницы царей и членов правящих династий (открытие А. Руса в Храме Надписей, Паленке и др.).
Заметные изменения претерпели за последнее время и представления о характере, структуре и функциях крупных майяских «центров» I тыс. н. э. Широкие исследования археологов США в Тикале, Цибил-чальтуне, Эцне, Сейбале, Бекане и др. выявили наличие там значительного и постоянного населения, ремесленного производства, привозных изделий и многих других черт и признаков, свойственных древнему городу как в Старом, так и в Новом Свете.
Подлинной сенсацией в майянистике явилось открытие американским исследователем Майклом Ко полихромной расписной керамики из наиболее пышных захоронений майяских аристократов и правителей I тыс. н. э. Сопоставляя сюжеты, представленные на этих глиняных вазах, с описаниями подвигов героев-близнецов в подземном царстве из эпоса майякиче «Пополь-Вух» (XVI в.), ученый обратил внимание на их частичное совпадение. Это позволило Ко предположить, что изображения и надписи на каждом сосуде описывают смерть майяского правителя, длительное путешествие его души по страшным лабиринтам царства мертвых, преодоление разного рода препятствий и последующее воскрешение владыки, который превращался в конечном счете в одного из небесных богов. Все перипетии этого опасного путешествия полностью повторяли миф о приключениях героев-близнецов в преисподней из эпоса «Пополь-Вух». Кроме того, американский исследователь установил, что надписи или отдельные их части, представленные почти на всех расписных полихромных вазах VI—IX вв. н. э., часто повторяются, т. е. имеют стандартный характер. Чтение же этих «стандартных надписей» (так называемая формула возрождения) успешно осуществил в последние годы советский ученый Ю. В. Кнорозов. Благодаря этому перед нами открылся теперь совершенно новый, неведомый прежде мир — мифологические представления древних майя, их концепция жизни и смерти, религиозные воззрения и многое другое.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ АЦТЕКОВ
После гибели Теотихуакана Центральная Мексика на долгие десятилетия становится ареной драматических и бурных событий: все новые и новые волны воинственных варварских племен «чичимеков» вторгаются сюда с севера и северо-запада, сметая еще уцелевшие островки теотихуаканскои цивилизации в Аскапоцалько, Порте-суэло, Чолуле и т. д. Наконец, в конце IX—начале X в. в результате слияния этих двух потоков— пришлого («чичимекского») и местного (теотихуаканского) — на северо-востоке региона возникает могущественное государство тольтеков с центром в г Туле-Толлане (Идальго, Мексика). Но и это государственное образование оказалось недолговечным. В 1160 г вторжение новых групп варваров с севера сокрушило Толлан и положило начало очередному периоду нестабильности в политической истории Мезоамерики. Среди воинственных пришельцев были теночки-ацтеки (астеки), полу варварское племя, направляемое к поискам лучшей доли указаниями своего племенного бога Уицилопочтли. Согласно преданиям, именно божественное провидение предопределило и выбор места для строительства будущей ацтекской столицы—Теночтитлана в 1325 г.: на пустынных островах в западной части обширного озера Тескоко. В это время в долине Мехико вели борьбу за лидерство несколько городов-государств, среди которых выделялись более могущественные Аскапоцалько и Кульхуакан. Ацтеки вмешались в эти хитросплетения местной политики, выступая в роли наемников у наиболее сильных и удачливых хозяев.
В 1427 г. ацтеки организовали «тройственную лигу» — союз городов-государств Теночтитлана, Тескоко и Тлакопана (Такубы) — и приступили к последовательному завоеванию сопредельных областей. К моменту прихода испанцев в начале XVI в. так называемая Ацтекская империя охватывала огромную территорию — около 200 тыс. кв. км—с населением 5—6 млн человек. Ее границы простирались от Северной Мексики до Гватемалы и от Тихоокеанского побережья до Мексиканского залива.
Столица «империи» — Теночтитлан — со временем превратилась в огромный город, площадь которого составляла около 1200 га, а количество жителей, по разным оценкам, достигало 120—300 тыс человек. С материком этот островной город был связан тремя большими каменными дорогами-дамбами, имелась и целая флотилия лодок каноэ. Подобно Венеции, Теночтитлан был прорезан правильной сетью каналов и улиц. Ядро города образовывал его ритуально-административный центр: «священный участок» — обнесенный стенами квадрат длиной 400 м, внутри которого находились главные городские храмы («Темпло Майор» — храм со святилищами богов Уицилопочтли и Тлалока, храм Кецаль-коатля и др.), жилища жрецов, школы, площадка для ритуальной игры в мяч. Рядом располагались ансамбли пышных дворцов ацтекских правителей—«тлатоани». По словам очевидцев, дворец Монтесумы (точнее, Моктесумы) II насчитывал до 300 комнат, имел большой сад, зоопарк, купальни. Вокруг центра теснились жилые кварталы, населенные торговцами, ремесленниками, земледельцами, чиновниками, воинами. На огромном Главном рынке и меньших по величине квартальных базарах велась торговля местными и привозными продуктами и изделиями. Общее впечатление о великолепной ацтекской столице хорошо передают слова очевидца и участника драматических событий конкисты— солдата Берналя Диаса дель Кастильо из отряда Кортеса. Стоя на вершине высокой ступенчатой пирамиды, конкистадор с изумлением взирал на странную и динамичную картину жизни огромного языческого города: «И мы увидели огромное количествов лодок, одни приходили с различными грузами, другие... с разнообразными товарами... Все дома этого великого города... находились в воде, а из дома в дом можно было попасть только по висячим мостам или на лодках. И видели мы... языческие храмы и часовни, напоминавшие башни и крепости, и все они сверкали белизной и вызывали восхищение». Теночтитлан был захвачен Кортесом после трехмесячной осады и ожесточенной борьбы в 1521 г. И прямо на руинах ацтекской столицы, из камней ее дворцов и храмов, испанцы построили новый город — Мехико, быстро растущий центр своих колониальных владений в Новом Свете. Со временем остатки ацтекских построек были перекрыты многометровыми напластованиями современной жизни. В этих условиях вести систематические и широкие археологические исследования ацтекских древностей практически почти невозможно. Лишь от случая к случаю в ходе земляных работ в центре Мехико появляются на свет каменные изваяния—творения древних мастеров. Поэтому подлинной сенсацией стали открытия конца 70—80-х гг. XX в. при раскопках Главного храма ацтеков—«Темпло Майор» — в самом центре Мехико, на площади Сокало, между кафедральным собором и президентским дворцом. Сейчас вскрыты уже святилища богов Уицилопочтли (бог солнца и войны, глава ацтекского пантеона) и Тлалока (бог воды и дождя, покровитель земледелия), обнаружены остатки фресковых росписей, каменная скульптура. Особенно выделяются круглый камень диаметром свыше трех метров с низкорельефным изображением богини Койольшаухки—сестры Уицилопочтли, 53 глубокие ямытайника, заполненные ритуальными приношениями (каменные фигурки богов, раковины, кораллы, благовония, керамические сосуды, ожерелья, черепа принесенных в жертву людей и т. д.). Вновь обнаруженные материалы (общее их число превышает несколько тысяч) расширили существовавшие представления о материальной культуре, религии, торгово-экономических и политических связях ацтеков в период расцвета их государства в конце XV—начале XVI в.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ
Какие племена и народности населяли в древности Перу? Подавляющее большинство считает, что ими были инки. И это кажется правильным. Когда в 1532 г. испанские конкистадоры ступили на перуанскую землю, вся страна, а также Эквадор, Боливия и Северное Чили входили в пределы гигантской инкской империи, или, как сами инки называли свое государство, Тауантинсуйю. Общая протяженность Тауантинсуйю вдоль Тихоокеанского побережья составляла свыше 4300 км, а население— не менее 6 млн человек. Однако инки представляли собой лишь внешний фасад древнего Перу, за которым, как в Египте или в Месопотамии, скрывалось длительное и славное прошлое.
В конце II тыс. до н. э. в горах северо-восточных областей страны внезапно появилась загадочная культура Чавин, синхронная с «ольмекскими» памятниками Мезоамерики и близкая им по характеру (культ кошачьего хищника— ягуара или пумы, каменные пирамидальные храмы, изящная керамика и т. д.). С рубежа нашей эры в прибрежной зоне Перу на севере возникает цивилизация Мочика, а на юге — цивилизация Наска. Одновременно с ними или чуть позже в горах Боливии и Южного Перу
сформировалась динамичная и оригинальная культура Тиауанако (названа так по имени своего центрального поселения—Тиауанако, близ южного берега оз. Титикака). Что же характерно для всех названных ранних перуанско-боливийских цивилизаций?
Прежде всего, они родились самостоятельно, одновременно или почти одновременно с классическими цивилизациями Мезоамерики, но без каких-либо заметных связей с ними. Далее, хотя древние перуанцы не создали ни иероглифической письменности, ни сложного календаря, их технология в целом была совершеннее, чем у населения Мезоамерики. В то время, когда мезоамериканцы жили еще целиком в каменном веке, индейцы Перу и Боливии со II тыс. до н. э. знали металлургию, обрабатывали золото, серебро, медь и их сплавы и делали из них не только украшения и оружие, но (как в случае с медью) даже наконечники земледельческих орудий—«палок-копалок» и мотыг. Они, особенно создатели культуры мочика, изготовляли великолепную керамику с полихромной росписью и фигурным моделированием. Их ткани из хлопка и шерсти были тонкими и совершенными. Но особенно изящные виды этой продукции — гобелены, декоративные ткани, парча и кисея — не имеют, пожалуй, себе равных в древнем мире. Их красота лишь усиливалась яркостью красителей, приготовляемых из различных растений (например, индиго) и минералов. Эти три важных компонента местной культуры— металлические изделия, керамика и ткани (хорошо сохраняющиеся в сухом и теплом климате побережья) — придают неповторимое своеобразие всем названным древнеперуанским цивилизациям I тыс. н. э. Последующий период (с X в. н. э. и позже) отмечен усилением экспансии населения горных областей (особенно Тиауанако) в зону Тихоокеанского побережья. Затем здесь возникает несколько новых государств, крупнейшим из которых стало Чиму, расположенное на севере данной области, примерно от Тимбега до Лимы. Его столица Чан-Чан занимала площадь около 25 кв. км и имела население до 25 тыс. человек. В центре города находилось десять огромных прямоугольников 400x200 м, огороженных стенами 12 м высотой,— дворцовые ансамбли местных царей. Вокруг—резиденции меньшего размера, где жили чиновники, ремесленники и другие группы горожан. После смерти царя хоронили в его дворце со всеми богатствами, а преемник строил себе новое здание, похожее скорее на замок или крепость, чем на обычный дом. Именно в Чиму была впервые создана объединенная сеть ирригационных каналов и построены дороги, соединяющие горы и побережье. А это в свою очередь объясняет и впечатляющие достижения местной культуры, и значительную концентрацию населения в городах и селах.
В то же время в горной зоне с ее изрезанным рельефом, большим числом почти изолированных друг от друга долин и рек одновременно возник целый ряд мелких враждующих между собой государств. Но лишь одно из них — государство инков в долине Куско,— обладая более совершенной организацией армии и аппарата власти и отличаясь воинственностью своих жителей, сумело сломить сопротивление соседей и стать господствующей силой в регионе. Это произошло всего лишь за столетие до прихода испанцев, в XV в. н. э.
Размеры инкской империи росли с небывалой быстротой. Между 1438 и 1460 гг. инка Пачакути завоевал большую часть горных районов Перу. При его сыне Топа Инке (1471 —1493 гг.) были захвачены значительная часть Эквадора и территория государства Чиму, а чуть позже — юг прибрежной перуанской зоны, горы Боливии, север Чили. Во главе огромной державы стоял божественный правитель сапаинка, которому помогала наследственная аристократия, связанная с правителем кровным родством, а также жреческая каста и целая армия чиновников, контролировавших все стороны жизни.
Сельские общины несли тяжелый груз всевозможных налогов и трудовых повинностей (работа на строительстве дорог, храмов и дворцов, в рудниках, служба в армии и т. д.). Население вновь завоеванных земель насильственно перемещалось из своих родных мест в отдаленные провинции. Империя была связана обширной сетью мощенных камнем дорог, вдоль которых через определенные расстояния стояли почтовые станции с помещениями для отдыха и склады с продуктами и необходимыми материалами. По дорогам регулярно курсировали и пешие гонцы-бегуны, и всадники на ламах.
Духовная жизнь и вопросы культа целиком находились в руках жреческой иерархии. Поклонение богу-творцу Виракоче и небесным планетам осуществлялось в каменных храмах, украшенных внутри золотом. В зависимости от обстоятельств жертвоприношения богам варьировали от обычных в таких случаях мяса ламы и маисового пива до убийства женщин и детей (во время болезни или смерти верховного Инки).
Однако эта самая крупная и наилучшим образом организованная империя доколумбовой Америки стала легкой добычей горстки испанских авантюристов во главе с Франсиско Писарро в XVI в. н. э. Убийство инки Атауальпы в 1532 г. парализовало волю к сопротивлению местных индейцев, и могущественное инкское государство в считанные дни рухнуло под ударами европейских завоевателей.