Пищевой символизм в учении дона Хуана

Форум обо всем, что не входит в специализированные форумы, но по тематике Кастанеды.
Vazalitik
Новичок
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 24 сен 2016, 11:42
Поблагодарили: 1 раз

Пищевой символизм в учении дона Хуана

Сообщение Vazalitik » 17 июл 2017, 21:34

В учении дона Хуана существует определенная тенденция - описывать скрытую от обычного сознания реальность в терминах энергии, обладания силой, которую практик ощущает не умом, а собственным телом. Речь идет о целостной перестройке сознания: отказ от рефлексии, опора на непосредственные ощущения тела. Хочется заметить, что именно так воспринимает жизнь маленький ребенок. До образования сознательного эго младенец целиком погружен в жизнь тела. Каждый взрослый человек обязательно проходил стадию развития, когда он всецело руководствовался инстинктом.

Психолог Эрих Нойман подробно разбирает раннюю стадию развития сознания, где центральное место принадлежит пище, он пишет: «Ассимиляция и усвоение "сущности" съеденной пищи вызывает внутреннюю перемену. Трансформация клеток тела, вызнанная принятием пищи, является самым элементарным изменением в организме, переживаемым человеком.» Если мы, следуя указаниям дона Хуана, будем больше прислушиваться к своему телу, то обнаружим, что наше ощущение собственной силы, энергичности, столь важные для всех практикующих войнов, в первую очередь связано с употреблением пищи.

Обратите внимание на пищевой символизм, который закономерно доминирует в метафорах дона Хуана. Орел пожирает сознание, летуны объедают энергетическую оболочку человека. Процитирую снова Ноймана: «...мир, в котором одно создание пожирает другое. Этой стадии свойственен каннибализм. На этом уровне, который предшествует разделению полов, так как секс еще не задействован, а полярная напряженность полов все еще не проявлена, есть только сильнейший, который поедает, и более слабый, которого поедают.» Я считаю, что мироощущение именно этой стадии во многом определяет учение дона Хуана.

В любом учении верховное божество обычно воплощает именно тот принцип, который является главным. Не случайно орел дона Хуана, как самое могущественное существо в его Вселенной, является главным пожирателем. Остановимся подробнее на образе орла.

В связи с орлом упоминается темное море осознания. В психоанализе море является первостепенным материнским символом. Орел создает новое сознание из этого моря, рождение новой жизни из водной стихии часто встречается в мифах разных стран, значит орел подобен материнским мифологичеким божествам. Далее, орел неподвижен, а его пища сама прилетает к его клюву, поэтому орел дона Хуана — это не образ духа (парящей в небе птицы), а образ крылатого дракона, который, как пишет Юнг, часто обитает именно у воды. Пожирая свои творения, орел пожирает самого себя, поэтому его можно назвать Уроборосом - змеем пожирающим собственный хвост. Такой символ выражает закон материального мира - природа рождает жизнь, но она же и поедает сама себя. Орел имеет космический аспект, что указывает на глобальность этого закона.

В рассказе дона Хуана орел озаряется вспышками, а сам имеет темно синий цвет, что указывает на ночное время действия и связь орла и морской глубины по цвету. Перед нами не светлый небесный орел, а темный орел из морских глубин. Существует бесчисленное количество мифов, в которых героя проглатывает морское чудовище, причем это происходит как правило ночью, когда Солнце (энергия жизни) ушло за горизонт. Вспомним хотя бы Чуковского «Крокодил, солнце в небе проглотил». (Крокодил - морское чудовище). Отсутствие Солнца на небе можно понять объективно как смерть человека, или на субъективном уровне как растворение солнечной энергии сознания в темном море бессознательного. Солнце, как главный на Земле источник света дает возможность разглядеть что-либо, свет олицетворяет сознание, благодаря свету мы способны сознательно постигать вещи. Погружаясь в первичный хаос бессознательной жизни мы теряем эту способность, поэтому темнота материнской утробы также означает смерть, бессознательную жизнь и само бессознательное.

Юнг подробно разбирает подобные символы (пожирающий материнский дракон и темная утроба матери-природы, где плавает младенец лишенный сознания). Страх быть проглоченным связан с опасностью потерять собственное эго-сознание, вернуться в то самое детское состояние, когда ребенок был полностью во власти бессознательных инстинктивных сил. Здесь нужно добавить, что сознание человека формируется постепенно и всегда существует опасность регрессии к более примитивному уровню. В случае практикующего война, такой страх усиливается благодаря тому, что воин сознательно погружается в жизнь своего тела, что неизбежно вызывает возрождение ранней фазы развития со всеми свойственными для нее образами, среди которых на первом месте стоит материнский образ. Он имеет свою темную сторону в виде ужасной пожирающей фигуры.

Далее интересно рассмотреть слова дона Хуана о неорганиках, из которых мы узнаем, что хотя энергия сознания универсальна, однако существует и специфическая мужская и женская энергии. Новые видящие открыли, что во Вселенной женской энергии больше чем мужской, в связи с чем неорганики захватывают в плен именно мужчин. Эта идея согласуется с распространенным представлением о матери-природе. Вся материальная природа в конечном итоге часть единой материи, и поэтому связана с матерью, ведь природа рождает жизнь, она подобна матери. В латышской мифологии есть мать леса, мать земли, мать озера и т. д. Такие представления возникают из ощущений, когда пробуждающееся сознание человека отделяется от первичного единства с матерью и обнаруживает себя в мире, окруженным со всех сторон природой.

Э. Нойман пишет, что «бессознательное считается преимущественно женским, а сознание — преимущественно мужским», и далее поясняет - «...бессознательное, способное как порождать, так и уничтожать, поглощая, имеет женские свойства. ...И наоборот, его противоположность, система Эго-сознания, является мужской. С ней связываются качества воли, решительности и активности, в противопоставление детерминизму и слепым "побуждениям" досознательного состояния, до появления Эго».

Отсюда становится понятно почему по мнению новых видящих женской энергии больше, ведь сознание возникает как маленький островок из необъятного моря бессознательного. Бессознательное — это сама природа, инстинкт, оно может существовать само по себе, как, например, у животных или маленьких детей, а сознание, всегда вторично и не существует без бессознательного. Сознание имеет начало и фрагментарно, каждую ночь, засыпая, мы погружаемся в бессознательное, которое как часть живой природы не имеет начала, и поэтому безгранично.

Далее Э.Нойман говорит о различии в структуре мужчины и женщины. «Мужчина воспринимает "мужскую" структуру своего сознания как свою собственную особенность, а "женское" бессознательное как нечто чуждое ему, тогда как женщина чувствует себя чужой в сознании и как дома в бессознательном». Таким образом, мужчина ощущает себя чуждым собственной бессознательной природе. У мужчин даже наблюдается отчуждение от своего тела, ибо ощущение реальности собственного тела связано у них с ранним, первичным контактом с матерью. Так как отцы редко обнимали и держали на руках своих сыновей, все материальное и телесное у мужчин ассоциируется с матерью, а так как мальчик не может развиваться подражая своей матери, он отчуждается от нее, а также и от своего тела. По этой причине мужчины посещают врача значительно реже чем женщины.

Поскольку в учении дона Хуана подчеркивается необходимость быть решительным и мужественным войном, то отчуждение от «женского» бессознательного только усиливается. Однако материальность собственного тела и «женское» бессознательное невозможно окончательно уничтожить, это часть природы. Более того, чем сильнее мужская установка сознания, тем яростнее будет проявляться компенсаторная установка бессознательного. По этой причине бессознательное превращается для мужчины в преследующую фигуру, которая грозит поглотить его. Отсюда берет начало страх быть захваченным в плен в сновидении, где мужчина как раз и сталкивается со своим бессознательным. Нахождение внутри неорганика — это все та же материнская утроба, ведь если женской энергии больше, значит сам неорганик как бы женское существо, которому не хватает мужской энергии.

В заключении я хочу указать еще на несколько фактов. В мире нергаников отсутствуют постройки, дома, дороги, другие признаки цивилизации, это первозданный мир. Психологически все, что создает человек сам относится к его сознательной сфере, в мире неоргаников есть лишь природные формы (губка). Символически мир неоргаников - бессознательное (первозданное состояние природы). Карлос Кастанеда парящий внутри неорганика подобен ребенку в чреве матери, а услужливые неорганики, словно мать предлагают ему свою опеку и комфорт. Осознание собственной смертности возникает тогда, когда ребенок отделяется от матери, поэтому возвращение в материнскую утробу подразумевает бессмертие, отсюда возможность жить вечно внутри неорганика.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей