Алексей Ксендзюк.
После Кастанеды: дальнейшее исследование.
Содержание |
От автора | Пролог
| Введение
НАГУАЛИЗМ КАРЛОСА КАСТАНЕДЫ
И ТРАНСФОРМАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ВИДА
(Вместо введения)
Лист 1 | Лист
2 | Лист 3 | Лист
4 | Лист 5 | Лист
6 | Лист 7 | Лист
8
Стой самой поры,
когда человек осознал себя и утвердил в собственном воображении
природу, вид и характер своего существа, выделил и закрепил
в мыслительном пространстве человеческую форму (тем самым, декларировав
не только свою уникальность, но и свою ограниченность), он не
перестает грезить о трансмутации. Нас не оставляет желание измениться,
найти в себе и развить способность к превращению в Иное - наша
монотонность разочаровывает и затягивает в себя, непреходящий
круговорот жизни и смерти словно бы томится и ждет перехода
в новое качество, питая извечные сны и фантазии человеческого
рода. Мы ищем возможности трансмутации повсюду; мы желаем убедиться,
что стабильность и ограниченность вида (структуры, формы, элемента)
неабсолютны, и, добиваясь целенаправленного превращения вещей
в окружающем нас мире, почти бессознательно возбуждаем в себе
надежду на грядущую трансформацию собственного существа, чья
неповоротливость и косность так сильно противоречит подвижности
чувств, пластике мысли, эфирным ветрам свободного духа.
Оборотннчество, "внутренняя алхимия" даосов, ожидания
нисходящего Духа, йогические эксперименты - все это отголоски,
отражения, проекции единственной жажды качественно нового бытия.
Трансмутация и пресуществление всегда входили в ряд центральных
мифологем человеческого сознания.
Даже не обращая специального внимания
на фундаментальное противоречие своей природы, мы подсознательно
ощущаем какую-то неправильность, дисгармоничность или незавершенность
положения дел. По сути, вся история религии и философии (всегда
представлявшая собой наиболее емкий и ценный пласт культурного
развития, хотя мы порою склонны забывать об этом) является извечным
поиском иного бытия - более яркого, более совершенного и свободного.
Именно для утверждения возможности иного бытия создавались мифы,
доктрины, метафизические теории, оккультные дисциплины.
Самой древней и, пожалуй, самой дерзкой формой поиска в этом
направлении была магия. Воплощая собой аморфное и как бы "безумное"
видение мира, движение на ощупь в путанице снов, фантазий, призрачных
отношений и символических действий, магия не только рисовала
удивительную вселенную, где человек оказывался подлинно космическим
существом с таинственной судьбой и масштабными возможностями
действия, - она вызывала к жизни глубинные откровения, необъяснимые
феномены и процессы, которые поддерживали ее туманное мировоззрение
на протяжении тысячелетий вопреки растущему холоду рационализма.
Таким образом, религия, идеалистическая философия и оккультизм,
превратившись в отдельные течения мысли, хранили и по сей день
хранят неувядающую мечту человечества о подлинной трансформации
- победе над смертью, над немощью и ограниченностью, над пространством
и временем, над беспощадными законами физического бытия. Есть
ли у этой мечты реальное основание, та опора, которая может
дать надежду трезвому и последовательному уму, а не просто будоражить
воображение поэта и утешать бесчисленных страдальцев несбыточными
миражами?
На первый взгляд, все здесь зыбко
и неопределенно. Повсюду мы встречаемся с неким пределом, за
которым остаются лишь загадочные словеса, метафоры, намеки и
обещания. Религия провозглашает всесилие веры - стоит перешагнуть
порог смерти, и вы убедитесь в ее подлинности. Философия, погруженная
в мир умственных идей, конструирует головокружительные модели
из собственных символов, законов и категорий - она силится привязать
свои интеллектуальные фантазмы к Реальности и тем не менее всегда
остается где-то вдали, за пределами опыта и живого чувства,
как бесплотное кружево малоубедительных формул. Практический
мистицизм на их фоне, конечно, выигрывает: он предлагает непосредственно
испытать проблески иного бытия и иного сознания. Но куда заводит
нас этот чарующий блеск, если обещанная трансформация опять
лежит "по ту сторону" бытия и никак не доступна нормальному
опыту? Ведь по эту сторону мы сталкиваемся только со странными
помрачениями чувств и блаженной неподвижностью в непостижимом
свете, восприятие которого может оказаться всего лишь результатом
психического расстройства.
В процессе эксперимента мы, конечно,
встречались со множеством интригующих явлений, которые указывали
на реальное расширение наших способностей и изменение характера
нашего функционирования; но почему вся эта сосредоточенная работа
непременно завершается бессильным окоченевшим трупом, и мы хороним
- великого учителя дзен, прославленного медитатора, мага или
духовидца, хороним Будду, Магомета, Рама Кришну? Невольно возникает
ощущение, что человек никак не может ухватить какой-то лежащий
на поверхности закон. Или действительно все бесполезно, в чем
нас так настойчиво убеждают рационалисты?
Цель моей книги - показать, что
реальный путь трансформации возможен, что все принципиальные
преграды могут быть преодолены, а природа человека - совсем
не то, что до сих пор представлялось нашему односторонне развитому
интеллекту. Все эти новые понятия, представления и закономерности,
которыми наполнено данное умственное пространство, - своего
рода набросок к картине мира, где самые разнородные психические
феномены находят свое место, где бытие и сознание пребывают
в непривычных для нас отношениях, где вселенная - бесконечно
шире любой религиозной или научной модели.
Нам предстоит рассмотреть и разрешить
целый круг вопросов в рамках предложенной парадигмы: тенденции
духовного поиска на протяжении исторического времени, причины
заблуждений и неудач оккультизма, современное состояние эзотерических
учений, кризис технологического общества. Концепция Реальности
и устройства человека как энергетической формы - отдельная тема.
Сущность магии и мистических психотехник приобретает новое и
исключительно важное значение. Психоэнергетический процесс,
который оказывается сердцевиной всякого магического действа,
вполне доступен исследованию, как и эффекты, которые он вызывает.
Радикальная трансформация энергетической формы человека - заключительный
этап в этом ряду, если соблюдены все необходимые на пути условия.
Магические способности вполне могут претендовать на реальность
и обретают свое законное место в энергетической феерии окружающего
нас мироздания.
Технологический аспект, безусловно,
является самым важным. Практическая дисциплина будет рассматриваться
подробно, как и способы верификации получаемых результатов.
Повсюду нас будут сопровождать
образы и идеи дона Хуана Матуса, подарившего важнейшие ключи
к разгадке бытия человека и мира. Именно дон Хуан - учитель
всемирно известного оккультиста и антрополога Карлоса Кастанеды
- привел нас в мир трансформации, бессмертия и свободы.
Тем, кто внимательно читал книги
Карлоса Кастанеды, многие идеи покажутся знакомыми и понятными.
И наоборот - без основательного анализа дон-хуановского учения
вряд ли возможно полноценно воспринять и осознать написанное
здесь. Моя предыдущая книга ("Тайна Карлоса Кастанеды",
1995) имела целью систематизировать и сложить в последовательном
(с методологической точки зрения) описании весь комплекс теоретического
и практического знания, распределенный в произведениях самого
Кастанеды неравномерно и, скорее, в художественно-публицистической
манере. О причинах такого подхода я уже говорил в упомянутой
работе: во-первых, до последней книги Кастанеда настойчиво держится
позиции ученика, а не учителя, и, во-вторых, его совсем не привлекает
идея создания мистической школы с четкой доктриной, инструкторами
и учениками.
Лист 1 | Лист
2 | Лист 3 | Лист
4 | Лист 5 | Лист
6 | Лист 7 | Лист
8
Содержание | От
автора | Пролог | Введение