Мнения
Виктор Пелевин - Последняя
шутка война
Известие о смерти Кастанеды появилось только 18
июня.
Видишь ли, воин рассматривает себя как уже мертвого, поэтому ему
нечего терять.
Карлос Кастанеда
27 апреля в своем доме в Вествуде, Калифорния, от
рака печени умер Карлос Кастанеда. Считается, что ему было 72
года. Никакого погребального ритуала не проводилось; его кремированные
останки были увезены в Мексику. Главным в книгах Карлоса Кастанеды,
конечно, является не антропологический материал, не его "энергетическая
модель вселенной" и не его рецепты употребления растительных
психоделиков. Многие из описанных им мистических техник существуют
и в других традициях. Главное - это удивительной красоты и силы
экзистенциальная поэзия, всплески которой разбросаны по всем его
книгам, - а первые четыре из них можно смело назвать великими
(я назвал бы такими почти все). Из этого и складывается учение
дона Хуана - психоделический стоицизм или шаманский экзистенциализм,
кому как нравится, и мне совершенно неважно, кто стоит за этим
учением на самом деле - мексиканский шаман дон Хуан Матус или
американский антрополог дон Карлос Кастанеда.
Мало кто из писателей вызывал такой восторг и такое раздражение.
Этот восторг понятен - многое из нас помнят, каково было читать
самиздатовскую ксерокопию Кастанеды в Москве, увешанной портретами
черных магов из Политбюро, или закупать оптовые партии декоративного
кактуса Lophophora Williamsi у ошалевших кактусоводов с Птичьего
рынка - под подозрительным и растерянным взором патрульного милиционера.
Понятно и раздражение - мир полон закомплексованных неудачников,
которые подходят к его книгам со своей меркой. Этой меркой являются
они сами, поэтому о Кастанеде всегда будут спорить. Но я сомневаюсь,
что кто-нибудь станет спорить об этих спорщиках.
Кастанеда - величайший поэт и мистик XX века. Миллионы людей
обязаны ему мгновениями прозрений и счастья, и если даже потом
выяснилось, что эти прозрения не ведут никуда, то в этом не его
вина. Он сам написал в своей лучшей книге "Tales of Power"
("Сказки силы"):
"В этом проблема слов. Они заставляют нас испытывать озарение,
но, когда мы поворачиваемся лицом к миру, они всегда подводят,
и кончается тем, что мы стоим перед миром такими же, как и раньше,
без всякого озарения".
Да и потом: что и куда ведет человека в жизни? Как говорил Кастанеда,
в этом мире - множество дорог, и все они ведут в никуда. Но среди
этих дорог есть "дороги с сердцем", и он, несомненно,
шел по одной из них.
Он писал, что у человека знания есть четыре врага - страх, сила,
ясность и старость. Последний враг - самый жестокий. Желание уступить
может "пересилить всю его ясность, всю его силу, все его
звание. Но если человек преодолевает свою усталость и проживет
свою судьбу полностью - тогда его можно назвать человеком знания.
Если хоть на одно краткое мгновение он отобьется от своего последнего
врага! Этого мгновения ясности, силы и знания достаточно".
Я верю, что в жизни Кастанеды такое мгновение было. Он назвал
это "having to believe".
На самом ли деле Кастанеда мертв? С шестидесятых годов он уже
умирал несколько раз. Несколько раз воскресал. Несколько раз возносился.
И вообще, Кастанеда ли Кастанеда? У меня, если честно, есть сильное
подозрение, что он опять роскошно дурит нам головы, а через год-два
вынырнет из Мексики, объявив миру, что вынужден был "разорвать
сконцентрированные на нем потоки чужих мыслей, чтобы провести
полный пересмотр личного списка перед входом в третье внимание".
Будет вполне в его духе. Он может и не вынырнуть из Мексики, если
действительно решал пойти в это самое третье внимание прямо в
ботинках и шляпе, как дон Хуан. Я думаю, что здесь лучше всего
воспользоваться одной из его поэтичных методик и отложить суждение.
Но если он все-таки умер - что тогда?
В журнале "Нью-Йоркер" недавно была напечатана очень
смешная карикатура - чьи-то похороны, мрачное лицо в роговых очках,
глядящее из гроба, группа скорбящих и очень похожий на покойного
господин, произносящий надгробное слово: "Смерть business
person особенно печальна". Еще бы. Надо думать. Но смерть
поэта, воина и мага - это не трагедия. Это просто его последняя
шутка. Ему нечего терять - и он не теряет ничего. Теряем мы.
(c) Виктор Пелевин, "Общая
газета", N 25, июль 1998