Практики
Реализация принципов
безупречности.
Даосские притчи.
Притча 28
Дан, главный жрец, ведающий закланием
жертвенного скота в Шан, спросил Чжуанцзы. что такое милосердие.
- Милосердны тигры и волки, - ответил Чжуанцзы.
- Как же не милосердны, если волчица и волчата любят друг друга?
- Разрешите спросить о настоящем милосердии!
- Для настоящего милосердия не существует родственных чувств.
- Я, Дан, слышал о том, что без родства нет и любви, без любви
нет и сыновней почтительности. Ведь не может быть настоящего милосердия
без почтительного отношения к родителям!
- Нет, это не так. - ответил Чжуанцзы. - Настоящее милосердие
высоко. О нем, конечно, не стоит и говорить исходя из сыновней
почтительности. В твоих же словах сыновняя почтительность не преувеличена,
а преуменьшена. Ведь отчего, подходя к Ин с юга, не замечают на
севере гору Миншань? Оттого, что она далека от Ин. Поэтому и говорится:
уважать родителей легче, чем их любить, любить родителей легче,
чем их забыть, забыть родителей легче, чем заставить родителей
забыть о тебе, заставить родителей забыть о себе легче, чем самому
забыть обо всем в Поднебесной, забыть обо всем я Поднебесной легче,
чем заставить всех в Поднебесной о тебе забыть. Ведь обладающий
свойствами забывает про Высочайшего и Ограждающего и предается
не деянию. Блага его распространяются на тьму поколений, а Поднебесная
о нем и не знает. Как можно только вздыхать да твердить о милосердии,
о сыновней почтительности? Ведь всем этим - почтительностью к
родителям и старшим братьям, милосердием и справедливостью, преданностью
и доверием, целомудрием и честностью - люди заставляют себя служить
собственной добродетели, большего все это не стоит. Поэтому и
говорится:
" Настоящее благородство отвергает царские почести, настоящее
богатство отвергает царскую сокровищницу, настоящие чаяния отвергают
имя и славу". От всего этого путь не изменяется.