Практики
Реализация принципов
безупречности.
Даосские притчи.
Притча 30
Конфуций отправился на запад,
чтобы спрятать книги и чжоуском хранилище, а Цзылу ему сказал:
- Я, Ю, слышал, среди летописцев в Чжоу был Лаоцзы, но он отказался
от должности и вернулся к себе домой. Не отправиться ли к нему
за помощью, если вы, учитель, хотите спрятать книги?
- Прекрасно, - сказал Конфуций и отправился к Лаоцзы, но тот отказался
помочь, и Конфуций стал его убеждать, излагая все двенадцать основ.
- Слишком пространно, - прервал его Лаоцзы и сказал, - хочу услышать
самое важное.
- Самое важное - это милосердие и справедливость, - ответил Конфуций.
- Разрешите узнать, каков характер милосердного к справедливого?
- спросил Лаоцэы.
- Хорошо, - ответил Конфуций - Без милосердия нельзя стать благородным
мужем; без справедливости нельзя даже родиться благородным мужем.
Милосердие и справедливость - таков характер истинного человека.
Как же может быть иначе?
- Разрешите спросить, - сказал Лаоцзы, - что вы называете милосердием
и справедливостью?
- От души радоваться вместе со всеми вещами, любить всех без пристрастия.
Таковы чувства милосердия н справедливости, - ответил Конфуций.
- - О! Почти как в речах последышей. Любовь ко всем разве не нелепость?
Беспристрастие - разве это не пристрастие? - сказал Лаоцзы. -
Если вы, учитель, не хотите, чтобы Поднебесная лишилась своих
пастырей, вы должны желать ей постоянства такого же, как у неба
и земли. Ведь, конечно, будут светить солнце и луна, будет свой
порядок у звезд и планет, будут стаи птиц и стада зверей, и деревья
будут расти вверх. Если бы вы, учитель, действовали, подражая
их свойствам, следовали их путем, то уже достигли бы истинного.
К чему же столь рьяно вещать о милосердии и справедливости, точно
с барабанным боем отыскивать потерянного сына? Ах, вы, учитель,
вносите смуту в характер человека!
Конфуций спросил Лаоцзы:
- Можно ли назвать мудрым человека, который овладевает путем,
будто подражая сильному: делая невозможное возможным, неистинное
истинным; или софиста, который говорит, что отделить твердое и
белое ему так же легко, как различить светила на небе?
- Это суетливый мелкий слуга, который трепещет в душе и напрасно
утруждает тело. Ведь умение собаки загнать яка, ловкость обезьяны
исходят из гор и лесов, - ответил Лаоцзы. - Я скажу тебе, Цю,
о том, чего нельзя услышать, о чем нельзя рассказать. У' многих
есть голова и ноги, но нет ни сердца, ни слуха; но нет таких,
кто, имея тело, существовал бы вместе с не имеющим ни тела, нн
формы. Причины движения и покоя, смерти и рождения, уничтожения
и появления не в самих людях, но некоторые из причин) управляются
людьми. Того же, кто забывает обо всех вещах, забывает о природе,
уподоблю забывшему самого себя. Только забывшего о самом себе
и назову слившимся с природой.