О магии и мистике
(отрывки из бесед)
Для того, чтобы какие-то вещи обсудить, мы создадим рабочую модель, модель пяти типов, пяти возможностей состояния человека или пять аспектов того, чем человек живет, чем занимается в жизни.
Эту схему мы крутили по-разному. Если помните, мы рассматривали 4 типа Гурджиевских, мы рассматривали 7 типов, которые давал ОШО в своей книге "В поисках чудесного". Мы комбинировали адвайту с Гурджиевым, получали 7 новых типов, но эти 5 типов, о которых я сегодня хочу сказать, они немножко другие и, в принципе, вы все это себе представляете в несколько сыром виде, но хотелось бы структурировать. Мы пойдем по порядку.
Человек № 1 - это человек социума.
Социальный человек. Для этого человека способ существования - это изменение окружающей среды. Эти люди себя воспринимают как нечто уже сложившееся и неизменное. Они практически не меняют себя целевым образом, они не представляют себе, как изменить себя внутри, т.е. они меняют внешний мир, они меняют окружение, Они могут изучать науку, но по изменению окружения. Для них, вопрос о том, что ты можешь быть другим, он просто не встает, а если встает, то он очень быстро исчезает из головы. И поэтому эти люди ориентированы на внешнее. Все их внимание идет на изменение состояния внешней среды. Себя они воспринимают как ящик. Такой ящик, что у него внутри - не известно. Вот как мы смотрим телевизор, не зная как он функционирует. Мы видим просто изображение. Его микросхема нас не интересует. Мы не собираемся его переделывать, не собираемся перепрограммировать. Но если он сломается, мы можем купить новый. Мы от него хотим, может быть другое, более качественное изображение или больше каналов, или больше функций. Мы не перепрограммируем телевизор, ничего не перепаиваем. Мы просто его выкидываем и покупаем новый. Телевизор для нас это вещь, которая имеет только экран, мы пользователи. Но что внутри мы не знаем, только предполагаем, что там что-то есть.
Социальный человек себя представляет приблизительно как этот телевизор. То есть, он есть, может кушать, заниматься сексом, получать удовольствие. Это экран. А как все это работает - его в принципе не интересует. Его интересует как что-то получить для этого экрана, т.е. его жизнь это просто способ получения удовольствия из внешней среды.
Так живет одна категория людей. Причем, может быть, даже большая, в т.ч. в России.
Другая категория людей, человек № 2.
Его можно назвать психологом, психотерапевтом, или клиентом психотерапевта. Это люди, которые узнали, что можно себя менять, т.е. помимо того, что я могу изменить внешнюю среду, я могу менять что-то внутри себя. То есть, они уже воспринимают себя не как нечто неизменное, а как то, что может менять себя, что является большим прогрессом на самом деле. Психологическая культура она, конечно, должна постепенно расти в массах. Сама идея, что я могу быть лучше, не среда, а Я. И я могу прикладывать к этому усилия и получать результат. Также как я прикладываю усилия к внешней среде и получаю результат, я могу это делать и с собой.
Но человек этой категории меняет себя в том коридоре реальности, в котором он и жил. Он не выходит в какие-то другие измерения, в какие-то другие принципиально новые переживания, принципиально новые состояния психики, энергии. Он жил с определенными ощущениями, эмоциями, мыслями, вот он с этим и работает. Поведенческие факторы, какие-то эмоциональные переживания. То есть, он просто их улучшает, но он не выходит за их пределы. Вселенная наша многообразна. Но человек воспринимает жизнь только в этом диапазоне. Это его коридор. Он по нему двигается. Здесь находится работа, семья, дети. Что за этим он не видит. Не просто не видит - не знает, не чувствует. Человек так организован, что он видит только этот диапазон. В нем он может двигаться. Человек социума двигается в этом диапазоне, не меняясь. Человек, занимающийся психологией, тоже двигается, но начинает меняться. Но как не крути, он все равно двигается в этом диапазоне.
Дальше идет человек № 3.
Человек № 3 это то, что я бы назвал магией. Это человек, который начинает заниматься практиками, попадает в школу к людям, которые ему говорят, что жизнь несколько больше, чем ты ее воспринимаешь. Мы можем твой диапазон реальности расширить. И это можно сделать с помощью определенных методов. Если ты хочешь, давай. И люди, которые начинают двигаться в этом направлении входят в новый диапазон реальности, как бы расширяя коридор. Эта область для обычных людей не существует, а ему показывают ключи. Он себя определенным образом меняет, т.е. это можно назвать магией. Магия дает возможность прикоснуться к тому, к чему обычный человек не прикасается, и понять законы. Так, допустим, если до этого он был психологом, изучил законы этих областей, но когда его посвящают в другие области, там могут быть другие законы. Ему надо учиться психологии, но уже магической психологии, законам того мира, той области. Там они могут быть другие. Или другие или принципиально новые. Это искусство. Одно искусство попасть в эти области, второе - изучить законы этой магии. Часть людей занимаются именно этим, т.е. становятся магами.
Человек № 3 - это человек, который не только открывает новые области, но и становится профессионалом. Знает как, чего. Дальше представим ситуацию, что человек нагулялся по всем этим областям. И дальше с ним, возможно, происходит следующее. Человек попадает в другое качество. Это уже человек № 4.
Человек № 4.
Его будем называть мистиком. Мистик принципиально отличается от первых трех типов людей, в т.ч. и от магов. Маги еще являются личностями, которые что-то исследуют, что-то меняют, что-то пытаются находить, т. е. они в мире форм.
Социальный человек пытался и учился что-то находить и менять в окружающей среде.
Психолог учился что-то находить и менять в своем диапазоне социальной реальности.
Маг учится что-то находить и менять в большем диапазоне реальности.
Это у них общее. У этих трех типов людей. Я хочу сделать жизнь лучше, Я хочу ее понять, изменить. Вот эту жизнь, которая является субъективно-объективной формой взаимодействия.
То, что случается с мистиком, это очень странная штука. Мистик в какой-то момент теряет интерес к формам. Он начинает желать познать то, что не имеет формы. Данный источник - бог. В нем появляется жажда, тоска именно по этому, и только по этому. Мистик это человек, который тотально хочет только одного. Хочет пережить конечное состояние. Хочет прийти к богу. И хочет не так, как вы говорите - "Я хочу", а в нем появляется колоссальная энергетическая жажда. То есть, ему больше ничего не интересно. Больше ничего не надо. Он может чем-нибудь заниматься, но внутренне всегда на первом месте стоит это чувство - Я хочу познать, себя. С этого момента его можно назвать мистиком.
Почти все вы видели кассету "Зов поиска", когда Пунджей сидит, а перед ним человек 300 сидит аудитории, а он говорит, что тоска по богу - это огонь, и этот огонь он вас должен сжигать. И он говорит аудитории, что в данный момент я не вижу этого огня ни в чьих глазах. Они все пришли к нему якобы за реализацией. Они уже много лет что-то ищут, и он говорит, что ни в чьих глазах огня не вижу. И это так, потому что если человек инициирован, то это видно. Инициирован именно в эту жажду.
Все что вы делаете это еще не мистика. Это Грейс, когда это с вами случается, т.е. этого нельзя сделать. Можно сделать себе социальные условия, можно сделать психологическую работу, можно сделать магию. Выйти в аспект мистики нельзя. Это первый Грейс бога. Что делает мистик? Он ничего не делает. Он находится в очень интересном положении. Он понимает, что он сделать ничего не может. То, о чем мы говорили, что к Богу прийти нельзя. И мистик просто ждет. Он понимает, что ему больше делать нечего. Но он не просто ждет. Он ждет в состоянии тоски, зова. Не просто сидит и молится. Это не вербально. Это состояние. Это звучание человека, звучание которое видно.
Мистик не зовет бога. Он понимает, что это глупо. Он может какие-то ритуалы не выполнять, вообще ничего не делать. Но он тоскует. И это сразу в человеке можно почувствовать. Если ты в этом живешь, то в другом это сразу увидишь. И ты сразу увидишь, как бы человек не занимался практиками, он может себя истязать колоссально, все что угодно делать и, все равно, ты увидишь, что это просто жадность ума. Это не мистика. Это тоже отличается. Жажда по Богу и жадность ума. Жажда не от ума идет. Это идет неизвестно откуда, от самого Бога идет. Эта жажда дается человеку Богом. И мистик просто ждет. Он просто живет вот этим чувством, этим мироощущением. И когда реализация с ним случится, он просто не знает, и он не требует. Он знает, требовать нельзя. Это может случиться, может не случиться в этой жизни, может быть через сотни жизней. Но он уже попал в состояние ожидания, он в нем…. Это четвертый тип людей - мистики.
Пятый тип людей.
Это люди, которые пришли к богу. Реализовались. Это Будды, Учителя.
В эти 5 типов людей можно вложить весь спектр человеческой жизни.
Я хочу провести такую аналогию, опять пробежать по 5-ти типам, чтобы вы могли еще раз для себя лучше понять то, о чем мы говорили.
Представьте, что у вас есть участок 6 соток - любимый Российскими людьми, и вы на нем живете. Участок это символ Вас. Это Вы. Участок это Ваш внутренний мир. Если Вы человек №1 и живете на этом участке в 6 соток, то Вы за ним не следите. Вы ездите на работу, в город, зарабатываете деньги, обратно приезжаете на свой участок, ночуете там, готовите еду и опять куда-то уходите. Ваш садовый участок зарастает, чем попало. Какие семена прилетели - то и растет. Вы его не обрабатываете, за ним не ухаживаете, т. е. Вы занимаетесь какой-то активностью за пределами этого участка. Но 6 соток не обрабатываются. Там хаос. Это состояние социального человека, если брать аллегорию сада за внутренний мир.
Дальше идет психолог. Психолог начинает обрабатывать свои 6 соток. Сажает картошку, розы и т. д. Но все, что он обрабатывает находиться в пределах 6 соток, это его мир. То есть, он остался в этом же мире. Первый человек, тоже жил в этом же саду, но сад был грязным, запущенным. Психолог продолжает жить в этом же саду, но он начинает наводить там порядок. Начинает скрещивать растения, что-то создавать.
Я пока не касаюсь школ трансперсональной психологии. Сейчас наиболее открытые, талантливые психологи потихонечку начинают приносить то, что мы называем магией в психологию. Нельзя этого не замечать. Но, на мой взгляд, пока это не в очень больших масштабах. Ежегодно выпускаются даже по России тысячи психологов. Я работал с этими психологами, может быть 1-2 процента интересуются тем, что можно назвать мистикой, магией. На самом деле процент небольшой.
Что такое магия исходя из этого? Магия, это когда к вам на садовый участок приходят люди и, говоря, что помимо тех растений, тех культур, что растет на 6 сотках, есть горы, есть Гималаи, есть океан, есть Кавказ. Не хочешь ли посмотреть? Вы, может быть, говорите - Хочу. Тогда пойдем. Маг это тот, кто начинает путешествовать. Не тот, кто живет на своем участке, а кто начинает путешествовать, ездить. Изучать географию, различные климатические пояса, растения. Этого человека можно назвать магом на примере садового участка. Вы вышли за его пределы. Вы видите, что природа более разнообразна, чем эти ваши 6 соток. Хотя Вы могли бы прожить на 6 сотках всю свою жизнь. Многие люди проживают.
На этом аллегория с садовым участком заканчивается. Потому что мистик уже не может быть определен этой аллегорией. То, что за пределами формы - это состояние человека. Это не то куда он поехал, где живет, а то в каком состоянии он живет.
Эти категории не взаимоисключающие. То есть, вы одновременно можете быть социальным человеком и психологом. Вполне вы можете потихонечку изучать психологию одновременно заниматься бизнесом, своими внешними делами, т.е. вы продолжаете быть социальным человеком в какой-то степени, но уже изучаете психологию. Вы включаете психологию в социум. Точно так же вы можете быть магом, а продолжать углублять свои познания в психологии. Не значит, что вы начали изучать какие-то измененные состояния сознания и бросили заниматься психологией. Не обязательно. Вы можете двигаться параллельно.
То же самое и мистики. Тут очень интересная ситуация. Хотя мистику ничего не нужно кроме Бога, но исходя из его кармических тенденций, он все равно будет чем- то заниматься. Иначе он умрет, не просветлеет. Хотя если васан нет, то он реализуется в момент смерти. Вы можете быть мистиком и заниматься магией. Нельзя сказать, что если человек занимается магией, тело чистит, он не просветленный, он не мистик. Почему он интересуется своим телом, если ему только Бог нужен? Это может сосуществовать. Это важно понять. У Вас Бог на первом месте, но Вы можете иметь кучу других интересов. Вы можете иметь семью, вы можете иметь свой бизнес, вы можете преподавать психологию, вы можете исследовать магию. Но при этом у вас на первом месте всегда Бог. Есть и другие варианты, такие как Рамана Махарши, Рамакришна, т. е. их настолько сильно торкнуло, что они просто сели и все. Их все перестало интересовать. Это их вариант. Не у каждого человека это должно происходить. Если бы их не кормили, они бы просто умерли. Такие люди есть. Я о них ничего не знаю. Может быть, они действительно умирали, т.е. человек садится и понимает, что в этом мире ему больше искать нечего. У него пропадает интерес вставать, идти, есть, пить, интерес заниматься выживанием. И в этом состоянии человек просто умирает. И можно сказать, что таких людей не много, но и не мало. Просто это предрасположенность, это ваша тенденция. Когда становитесь мистиком, это очень непредсказуемо, как вы будете жить дальше. Но важно понять, что необязательно, если вы теряете интерес ко всему, вы теряете активность. Интерес теряется, а активность может не теряться.
Иногда для продолжения жизни в теле Мастер может сознательно оставить какое-нибудь желание, некоторый якорь, который удерживает его. У Рамакришны еда была. Знаете эту историю? Он мог сидеть, беседовать с учениками, потом говорить, где еда, я есть хочу. Всех бросить и уйти. Он мог в три часа ночи сказать, я хочу есть. Жена ему говорила: "Ну, Рамакришна, ты такой мастер, ты свою репутацию подрываешь. Сколько можно есть". Он ей ничего не говорил в то время. А потом жена, ученики продолжали его склонять, говорили, что приезжают такие люди, спонсоры, а ты на кухне, а не в кресле. Потом он своей жене как-то сказал: "Сознание постоянно хочет уйти из тела потому, что сознанию там делать нечего, не за что держаться, т. е. нет желаний никаких. Я должен был давно умереть. Связи между мной и телом уже не существует и чтобы не умереть (уйти в чистое бытие), я оставил себе одно желание - желание пищи. Я оставил его осознанно, и это позволяет мне находиться в теле. Это моя уловка, уловка, чтобы жить". Далее он говорил, что когда я перестану, есть, значит, что я умру. И вот перед смертью, за 3 дня до смерти, был день, когда жена принесла ему еду, ушла, а когда пришла, то увидела, что еда не тронута. И она поняла, что он умрет. И она, и его ученики просили, чтобы он поел. Но он сказал, что время пришло, ничего не могу сделать. Так каждый мастер может держать свой крючок. Из сострадания человек создает некоторую зацепку за тело, чтобы еще как-то жить и делиться. Иногда даже само чувство сострадания является зацепкой, т. е. это все взаимосвязано. Вы можете заниматься параллельно несколькими аспектами.
И может быть последнее, что я хочу сказать пока, что для меня значит слово заниматься - я в это вкладываю определенный смысл. Допустим социальный человек или психолог. Психологом вы станете не тогда, когда начнете читать психологические книжки время от времени или закончите, допустим, психологический факультет. Вы еще не психолог. Для меня человек перешел в другую область, скажем психологии или магии, когда это стало его каждодневной работой. Именно каждодневной. Вы каждый день с этим работаете. Если вы каждый день занимаетесь психологией, вы каждый день работаете со своей психикой. И первое важное слово - каждодневно, второе - работа. Вы каждый день думаете о психологии, а именно работаете. Вы каждый день в себе что-то меняете. Каждый день вы что-то делаете. Пусть это тысячная доля процента, но вы сделали. Вы каждый день проходите эту трансформацию. Тогда вы занимаетесь психологией в моем понятии. А не то, что я сходил на лекции 5 дней, послушал, ушами похлопал, два выходных отдохнул, потом опять сходил. Это не психология. И так же магия. Магия - это когда я каждый день прилагаю усилия. Я просыпаюсь с этой мыслью. Проснулся и помню, что я хочу. Живу с этим целый день. Я засыпаю с этим. И более того, когда мне сниться сон, он сниться о моей работе. Вот это, я считаю, человек занимается. Он вошел в эту область. Иначе все психологи для меня социальные люди. Психологов единицы. Я могу Райха назвать психологом, Перлза могу назвать психологом, но не их последователей, для которых психология это способ заработать деньги. Это обычные социальные люди, которые зарабатывают деньги с помощью того, что они называют психологией. Ради бога - зарабатывай, но это не психологи, не человек № 2, а еще человек № 1. Так же как и к магу еще более высокие требования. Кто такой маг? Это также редкие люди. Вообще, если человек настоящий маг, то когда он войдет в комнату, вы поймете, что вошло нечто. Это не совсем человек вошел. Потому что маг реально путешествует по другим пространствам. Он должен иметь определенную структуру тела. Иначе он не сможет. Вот в этом теле вы не сможете войти во многие пространства. В этом теле, в котором вы находитесь. В этой психике. Вас просто туда не пустят. Поэтому, если человек является магом, первое с чего он начинает, это выстраивает все тела, перестраивает, готовит. Это достаточно долгая работа. Даосы этим занимались. И когда такой человек входит, понимаем, что нечто вошло. Даже социальный человек это может почувствовать, почувствовать что-то странное. Не будет понимать, на самом деле он не сможет понять что это, кто это, потому что в его карте мира магов нет. Он будет понимать, что этот человек неизвестно из чего. Из другого теста сделан. Вот это маги.Статистика: Добавлено Taya-ti — 23 окт 2009, 13:08
]]>