ТО же самое я думаю с христианами Им па сути покласть на бога Но отношения из личности с богом их живо очень волнуют И если бог не личность то и вроде бы это и не бог ПАскольку с ним нельзя иметь отоншения
давно хотелответить, но все думал, что может кто=то ответит...:) и сам не мог собраться с силами..
но все таки решил написать..
ттема личности Бога не такпроста, как может показаться на первый взгляд.
В индийских учениях всегда существовали линии и традиции,где Бог это Личность и в то же время всегда было понимание, когда Он есть Парабрахман или Паращива или Абсолют.
Имманентная природа может некоторыми восприниматься более низкой ступенью, а трансцендентная более высокой.
Но в тоже время, после понимания бога как Абсолюта, ученик приходит к выводу, что Бог не может быть пустой и безличной сущностью. Ибо тогда с кем бы общался во время молитв или медитаций ищущий?
Понимание что бог это не только Пустота или Шунья приходит к такому ученику вввиде постоянного ощущения, что Бог это идентичноье каждому я, Единое Я, смотрящее на мир через миллиарды существ, земных и небесных. виде звезд и бесконечных вариаций организации материи и сознания.
У кришнаитов бог Личность. у христиан - Личность..
так ли они глупы?
Рамакришна описывал свли муки, когда он пытался понять безличного Бога.. Но даже прейдя эту грань, он потом стал учителем для того, кто был как бы выше его, и показал ему Трансцендентного Бога Абсолюта.
Ибо его любовь к Матери или Шакти Силе Бога быластолько велика, что Личностный аспект Бога покорял многих и тех, кто видел Бога только как безликое Сознание, бытие, блаженство.
а ведь если задуматься.. не является ли способом бегства от трудностей и ответственности такой безликий бог?
Ведь как приятно нырнуть в такое безликое Нешто...где не надо будет ничего больше делать.. ходить на работу.. отвечать за свои поступки.. и вообще где то и как то быть..
лови кайф бесформенный и всё...
а Бог пусть работает за тебя..
В Бхагавад гите, Вишну говорит Арджуне, что даже Он до сих пор, хотя и всё познавший, но не перестает вращать колеса сансары. и пребывать в Мире..
Ведь христиане не понимают Бога как старичка, сидящего на небе. это антропоморфный взгляд на Бога туп и безсмысленен. и возникнуть мог только у очень глупых людей или для объяснения глупым людям. а в наше время, это вообще был взгляд атеистов, которые так изображали Бога христиан и потом его же критиковали.
Очень удобный прием ведения спора.
придумываешь глупый довод, который выдаешь за довод противника и потом его осмеиваешь его абсурдность.
но Если почитать истинно познавших столпов церкви православия, то видно,что Личность понималась совсем не антропоморфно..
Но и не безлико, как у теософов.. Блаватщина, кстати вообще возникла на основе двух направлений.. как она писала в письме "мы приглашаем разных ученых для того, чтобы проверить действенность ритуалов и магических практики жидовской науки Кабалы и египетских мистерий..Мой муж, предложил буквально повторить все эти ритуалы, чтобы проверить их действенность."
ЕЕ муж Олкотт организовал сие общество именно с целью научитться управлять силами природы.... Жид -во времена блаватской не имело ругательного или уничижительного оттенка..
Так что видна подоплека их учения - иудейская каббала и египетские мистерии.. которые сами дошли уже впереводах ангичан и их интерпретаций. в большей степени.
Так вот в понятиях теософов бог как раз понимается только как Абсолют и никогда как личность.
А ведь если посмотреть,то у всего в мире есть автор. у любой вещи.. у любого явления.
все частицы материи принадлежали в свое время или принадлежат какому то существу. и даже любая пылинка это части чьего то праха.. которая когда то была чьим то тельцем.. крылышком жука или травинкой.
И понятие Мировая Душа многих мистиков это тоже попытка все таки удержаться на этой зыбкой грани колебания между абстрактным и конкрентным Богом.
Ведь что такое Сознание как не личность? я не имею ввиду набор понятий и ярлыков саморефлексии типа - я - ваня, мне столько то лет и прочее.
Личность.. Лик, Лицо, Образ.
и безликое, без Образное., безобрАзное.
Сознание это всегда Личность, это всегда какое то оформление и образ. И мыслит сознание Образами.. семами информации. ин форма. форма это пОра, место для заливки металла, форма - морфа..образ.. формообразующий.. это два как бы только разных слова разных языков, но по смыслу одинаковых.
Сознание , лишенное образов.. или пустота и Шунья это не означает отсуствие личности. ведь, если вы не смотритесь в зеркало и не рефлексируете, это не означает того, что вы исчезаете..как Личность..